Концерты ГАМ-Ансамбля | Дзига Вертов: «Человек с киноаппаратом»

Дзига Вертов: «Человек с киноаппаратом»

15 декабря 2010 года, 19:00
Государственный центр современного искусства, Москва

Филармонический абонемет № 201 «Живая дорожка»
Программа актуальной музыки «Другое пространство» Московской филармонии

Ансамбль «Галерея Актуальной Музыки» (ГАМ-Ансамбль) в составе:
Павел Студенников (флейта)
Андрей Кравченко (саксофон)
Евгений Гольский (скрипка)
Евгений Румянцев (виолончель)
Даниил Екимовский (фортепиано)

Режиссер-постановщик, дирижер – Олег Пайбердин

В программе:

Дзига Вертов: «Человек с киноаппаратом», 1929 год, СССР

Станислав Маковский
«Человек с киноаппаратом» для флейты, скрипки, виолончели и фортепиано

Георгий Дорохов
Exposition II (b) для саксофона, скрипки, виолончели и фортепиано

Марк Булошников
«Ночная пьеса» для альтовой флейты, альтового саксофона, скрипки и фортепиано

Александр Хубеев
Glassaty для 4 исполнителей со стаканами, линейками и смычками

Эльмир Низамов
«Человек с киноаппаратом» для флейты, саксофона скрипки, виолончели и фортепиано

Санзар Байтереков
Les Regards для флейты, скрипки, виолончели и фортепиано


Современная культура стремится к созданию целостного художественного феномена, соединяя в своей образности самые разнообразные жанры и технологические средства. Одной из самых актуальных форм его существования становится объединение звука и визуального образа, основанного на взаимоотношениях «немого» кинематографа и «живой» звуковой дорожки, непосредственного исполнения музыкальной партитуры фильма синхронно с его визуальной драматургией. Эта форма нового существования классического искусства соединяет в себе особую зрелищность, удвоенную непосредственным звучанием музыки, где естественно встречается эмоциональность кинематографа и драматургическое выявление его внутренней «зримости» ансамблем или отдельными исполнителями.

Проект предлагает возвращение в современную культуру лучших фильмов классического «немого» кинематографа, обладающих напряженным визуальным сюжетом, показанных на экране в камерном концертном зале и органично объединенных с концертным исполнением современной музыки, специально написанной для этих фильмов. Проект наглядно демонстрирует историю культуры двадцатого века и в демократических зрелищных формах популяризирует современную музыкальную культуру.

Все представленные фильмы являются классикой мирового кинематографа и входят в число шедевров, отмеченных в самых престижных рейтингах. Демонстрация фильма в рамках филармонического показа вместе с живым музыкальным исполнением открывают в них абсолютно новые достоинства, не выявленные в традиционном показе в зале кинотеатра.

К 80-летию создания фильма «Человек с киноаппаратом» 1929-2009

Фильм Дзиги Вертова «Человек с киноаппаратом» принадлежит к числу шедевров мирового кинематографа. В его образности и драматургии отсутствует актёр — это фильм, где героем произведения является художник, Человек с Киноаппаратом. Художественной реальностью фильма, то, что составляет сюжет, становится именно творческий процесс киносъемки — смена темпа, пульсирующий кадр, вбирающий в себя ритмы пространства и всю непосредственность жизни. Дзига Вертов отказывается от игрового кино, презирает павильон и абсолютно погружается в социальную реальность, с помощью киномонтажа превращая ее в удивительную пластическую ткань. Движение, единое мощное движение «переживается» киноаппаратом, оно объединяет разрозненные элементы действительности, проходящей перед глазом, оком, как говорил Дзига Вертов, киноаппарата — трамвайные пути, телеграфные столбы, работающие станки и заводские машины, знаменитый автобусный парк, спроектированный архитектором Мельниковым и сегодня адаптированный под Центр современной культуры — «Гараж».

Объектив фиксирует бесконечные перемещения массы людей по улицам и площадям города, рождение ребёнка, проезд поезда, постепенную смену дня ночью, вечернюю жизнь Москвы, проходящую за стрельбой в тире, наблюдением за китайскими фокусниками, сидением в пивнушках и кинотеатрах. Аппарат почти беспристрастно подглядывает за этой таинственной жизнью, регистрируя изменения пространства, включая человека и предметный мир в единую органическую среду. Дзиги Вертову удается сотворить подлинное чудо — в документальном кинематографе передать органическую связь явлений и человеческой жизни, обнаруживая закономерности в пространствах фрагментированной реальности. Художник проникает за внешнюю оболочку действительности и приходит к полному творческому преображению, казалось бы, неготовой для этого реальности, ее периферии, создавая искусство буквально «на обочине».

Абсолютно уникальна в фильме сцена — остановка движения. Только что люди сновали по площади — секундой позже она замирает на экране, отрицая всякое правдоподобие. При помощи простого трюка режиссер являет нашим глазам видение смерти, всегда таящейся внутри самой жизни.

Фильм Дзиги Вертова «Человек с киноаппаратом» не имеет специальной звуковой дорожки. В нашем показе он сопровождается акустическими составами, музыка для которых была написана современными молодыми композиторами Георгием Дороховым, Эльмиром Низамовым, Елизаветой Саничевой, Ярославом Судзиловским, Хьюго Харлемсом, Анжеем Яроцинским. То, что эта живая звуковая дорожка создана не одним автором, неотделимо от традиций демонстрации немого фильма в залах кинотеатров двадцатых годов. Тогда перед экраном находился пианист, тапер, играющий мелодии согласно кинодраматургии фильма, он исполнял совершенно разную музыку в соответствующем ритме, соединяя её, так же как и кинорежиссер, технологией звуко-ритмического монтажа.

Нашу акцию можно было бы назвать визуально-акустическим перформансом.

<< назад

© 2017 GAMEnsemble.ru