Официальный сайт галереи «Стерх» – www.sterh-gallery.surgut.info


«Используй неваляшки. ГАМ-ансамбль на юбилее 'Стерха' умудрился сыграть на детских игрушках»

«В 'Стерхе' покажут интимную жизнь вещей»


Фотографии с концерта


Концерты ГАМ-Ансамбля | Три концерта ГАМ-Ансамбля на фестивале «Десятая весна. Юбилейные приношения Стерху»

Три концерта ГАМ-Ансамбля на фестивале
«Десятая весна. Юбилейные приношения Стерху»

26 марта 2011 года,
Галерея «Стерх», Сургут

Юбилей — 10 лет
Фестиваль современного искусства
«Десятая весна. Юбилейные приношения Стерху»

При поддержке программы «Филармонические сезоны»
Министерства культуры РФ

Ансамбль «Галерея актуальной музыки» / ГАМ-Ансамбль в составе:
Эдита Фил (флейта)
Михаил Безносов (кларнет)
Владислав Народицкий (скрипка)
Сергей Асташонок (виолончель)
Олег Пайбердин (художественный руководитель, дирижер)

Приглашенный композитор фестиваля – Олег Пайбердин

Координатор проекта – Сергей Зятьков

В программе:

16.00
I. «ЖИВАЯ ДОРОЖКА»
видеоарт + музыка, музыкальный перформанс

«Оставьте меня в покое» (Ман Рэй, 1926)
– композитор Олег Пайбердин
Сергей Асташонок (расширенная виолончель)

«Интимная жизнь предметов домашнего обихода» (2008)
Эдита Фил (расширенная флейта), импровизация
Сергей Асташонок (чтец, текст Магдалены Тулли «Сны и камни»)
Олег Пайбердин (spring drum – спринг драм), импровизация

17.00
II. «ПРИНОШЕНИЕ СТЕРХУ»
пьесы композиторов России по картинам из фонда галереи «Стерх» – премьеры!

Марина Шмотова (Иркутск/Москва) – И. Порто, «Венеция»
Марк Булошников (Нижний Новгород) – А. Бачурин, «Композиция»
Олег Пайбердин (Екатеринбург/Москва) – Р. Миннебаев, «Итиль»
Ольга Шайдуллина (Нижний Новгород/Москва) – И. Порто, «Форма и цвет»
Анна Жёлтышева (Кунгур/Москва) – Е. Горчакова, «В солнечном городе»
Борис Иоффе (Германия) – И. Порто, «Лодка»
Сергей Зятьков (Сургут) – Ф. Инфанте, «Артефакты»

18.00
III. «СТАРЫЙ, СТАРЫЙ АВАНГАРД»
от первых вмешательств до последних «помешательств» –
необычная музыка от 12 до 21 века

Перотин Великий – Viderunt Omnes (Все видели...) (1198)
Янис Ксенакис – Харизма для виолончели и кларнета (1971)
Кристоф Муаро – Орлеанские колокола (1753)
Эдисон Денисов – Соната для кларнета соло (1972)
Солаж – Дымит курильщик, весь в дыму (XIV в.)
Кайя Саарьяхо – Лаконизм крыла для флейты соло (1982)
Антонин Рейха – Фуга No.12 (1802)
Александр Хубеев – Carmina Urbana (2011)


3-й ежегодный цикл концертов современной академической музыки в Сургуте. И его тема – новое звучание классических инструментов. То, что в мире называется расширенной техникой (расширенной виолончелью, расширенной флейтой и т.п.) Эта практика только появляется в России. Странные партитуры (где нет привычных нот…) не удивляют первокурсников европейских консерваторий. Нам же предстоит опыт. В том числе и визуальный – «как они всё это делают». Мы, как всегда, не гарантируем только приятных впечатлений, но пережив новый опыт мы можем острее видеть, слышать мир. Да, и ещё. Мы не знаем, что из всего этого получится. Всё у нас происходит именно сейчас, совсем как в жизни.


ЖИВАЯ ДОРОЖКА

«Оставьте меня в покое» (Ман Рэй, 1926)
– композитор Олег Пайбердин
Сергей Асташонок (расширенная виолончель)

Ман Рэй – классик сюрреалистической фотографии, с русскими корнями. Один из пионеров видеоарта. «Оставьте меня в покое» – это кино-поэма, не о любви, не о драме поэта, а… о вращении, о зыбкости окружающих вещей. Музыка джаза 1920-х, звучавшая на премьере, заменена новой звуковой дорожкой Олега Пайбердина (2010), которая по эстетике и синхронности лучше попадает в визуальный ряд Ман Рея. Музыка написана в духе конкретной (шумовой) инструментальной музыки, которая активно разрабатывается в Европе с 1960-х годов.

«Интимная жизнь предметов домашнего обихода» (2008)
Эдита Фил (расширенная флейта), импровизация
Сергей Асташонок (чтец, текст Магдалены Тулли «Сны и камни»)
Олег Пайбердин (spring drum – спринг драм), импровизация

Эдита имеет европейское музыкальное образование, в совершенстве владеет современной техникой игры на флейте, таких музыкантов в России – пока единицы. Ей нравится жить в России. Эдита принимает участие во многих проектах современной музыки, сотрудничает с видео-художниками, работает в редком для музыканта жанре. Она перформансист. Перформанс означает исполнение сочинённых художественных действий. Мы увидим действие, в котором слиты три потока – музыкальный, литературный и визуальный. Они вполне самостоятельны. Но когда потоки действуют полифонически, то появляется объем, интересные взаимосвязи, сильнее воздействие. Живое кино – одним словом!

ПРИНОШЕНИЕ СТЕРХУ
пьесы композиторов России по произведениям из фонда галереи «Стерх»

Произведения искусства живут своей жизнью. Образы рождаются и растворяются в новых образах. Так получилось и в этом проекте – образы художников получили продолжение в музыке. К проекту был отбор – наиболее музыкальных картин и фотографий из фонда галереи, а затем был определён круг близких по эстетике композиторов для написания музыки. Вам известен цикл Мусоргского – «Картинки с выставки». Через 150 лет мы решили повторить этот опыт в групповом формате. Концерт премьер – это большая редкость в российской музыкальной жизни.

Марина Шмотова (Иркутск/Москва)
Порто, «Венеция»

Марина тоже была в Венеции. И как композитор чувствует театральность этого города. В арт-фото Ивана Порто она видит декорацию незнакомого спектакля. Картина метафорична. Вода, зыбкость, челн, движение по кругу, игра отражений, призрачный карнавал, тайна. Музыкальная пьеса – реминисценция.

Марк Булошников (Нижний Новгород)
Бачурин, «Композиция»

Автор очень молод, но уже владеет современными техниками. Любопытно, что молодое поколение привлекают абстрактные работы фонда «Галереи». Марк назвал свою музыку «Слева направо». В ней три раздела – столько же пятен в картине. Если даже Леонардо да Винчи любил погружаться в рассматривание пятен и трещин на стенах, то и Марку Булошникову этот опыт тоже показался не зазорным…

Олег Пайбердин (Екатеринбург/Москва)
Миннебаев, «Итиль»

Архаичность композитора и художника счастливо пересеклись. Они не играют в историю, а ощущают мир крупно, рельефно, через мало, но точно обработанную материю – пластическую или звуковую. Архаика часто вызывает работу памяти, светлую печаль. Печаль, исходящая наружу и постепенно приносящая облегчение – вот про что эта музыка.

Ольга Шайдуллина (Нижний Новгород/Москва)
Порто, «Форма и цвет»

Один из новых путей современной музыки – вернуть звуку свежесть и грубость. Причём это привлекательно это не только для студентов композиции, но и для тех, кто уже получил традиционное образование, состоящее из писания стройных сонат и фуг. «Формула ржавчины» – название композиции Ольги Шайдуллиной. Ржавеющие механизмы, как старые формы, которые действуют вокруг незаметно, но точно и ритмично оставляя следы окисления причудливыми бесконечными искажениями.

Анна Жёлтышева (Кунгур/Москва)
Горчакова, «В солнечном городе»

Если мы обычно рассматриваем больше то, что на переднем плане, то композитора этой пьесы привлёк цвет фона, незаметно проступающий на картине. Индиго. Разная степень проявленности этого цвета, смена его восприятия из-за соседства других красок.

Борис Иоффе (Санкт-Петербург/Германия)
Порто, «Форма и цвет»

Немецкий композитор русского происхождения. Кто бы подумал, что далеко не самая эффектная фотография вызовет к жизни сразу два музыкальных произведения. Борис Иоффе выбрал то же фото, что и автор «Формулы ржавчины». Если Ольгу впечатлил верх фотографии (борт лодки с ржавчиной), то Борис погрузился в созерцание нижней части снимка – игру воды. Прозвучат 12 миниатюр. Некоторые названия – «Движение воды», «Силуэт лебедя», «В движении медленного вальса». Странная старинная музыка. Повисающие созвучия не ищут разрешения, а растворяются в других голосах. Игра воды – игра памяти.

Сергей Зятьков (Сургут)
Инфанте, «Артефакты»

Артефакты – то, что сделано разумным существом, в отличие от творений природы. Артефакты Инфанте – геометрические объекты, вписанные в ландшафт. Когда композитор обдумывал музыку, он вспомнил, что похоже выглядела планета Вариана в советском фильме «Отроки во Вселенной». На планете ходят роботы, которые свистят и хотят всех сделать счастливыми. Пионеры, прилетевшие на Вариану, обнаружили, что звуки ведут себя странно – эхо то пропадает, то становится активным. Композитору осталось предположить и представить, что звук на Вариане меняется в зависимости от близко стоящих артефактов. Пусть это будут артефакты Инфанте. Крест, Круг, Полоса.

СТАРЫЙ, СТАРЫЙ АВАНГАРД
от первых вмешательств до последних «помешательств» –
необычная музыка от 12 до 21 века

Сразу оговоримся, что под авангардом мы понимаем музыкальное изобретательство, изготовление штучного товара. В программе прозвучат пьесы, выпадающие из тихой и спокойной истории музыки. Иногда – это предтеча большого направления, иногда – прекрасные загадки на обочине мэйнстрима.

Перотин
Viderunt Omnes (Все видели...) (1198)

Перотин Великий, как и положено актуальному композитору, расширил границы музыки – добавил 3-й и 4-й голоса. Изобретал ритмы и фактуры. Музыковеды называют его музыку «поэмой экстаза» позднего средневековья. Чтобы сравнить, как скакнула музыка в 12 веке – послушаем, из чего исходил Перотин, какая музыка звучала тогда.

Яннис Ксенакис
Харизма (виолончель, кларнет) (1971)

Программу мы решили выстроить в перекличках нового и старого авангарда. Средневековая музыка сравнивалась со звучащей архитектурой. Потом музыкальная архитектура стала незаметной – чувства стали важнее. Композитор Яннис Ксенакис, по профессии архитектор, напомнил миру о красоте звучащей математики. Он предложил не переживать звук, а любоваться красотой графиков и формул не глазами, а ушами. И производил неслыханные и впечатляющие звуковые массивы. Любимый инструмент Ксенакиса – оркестр, в котором он располагал публику. У галереи «Стерх» ещё нет своего оркестра, мы можем предложить вашему вниманию монументальную миниатюру «Харизма», для кларнета и виолончели.

Кристоф Муаро
Орлеанские колокола (1753)

Сейчас есть некоторая усталость в концертной жизни от переизбытка классико-романтической музыки. Тем больше звучат сотни новых имён барокко. И оказывается, что многоцветный мир – это хорошо, даже если есть Бах или Моцарт. Пьеса «Орлеанские колокола» Кристофа Муаро звучит оригинально потому, что в ней нет привычных песенных или танцевальных мелодий, привычных форм. В ней нот также мало, как колоколов на звоннице. Композитору пришлось изобретать, чтобы заставить интересно звучать свою небольшую колокольню. Минимализм 18-го века.

Эдисон Денисов
Соната для кларнета соло (1972)

И опять – наше время. Современная российская музыка обязана Эдисону Денисову, сибиряку, многим. Новинки западной музыки, фестивали, появление новых исполнителей современной музыки, единственная новая композиторская школа – всё восходит к его имени. Если Ксенакис был архитектором в музыке, то Денисов – живописцем. Музыка его сродни живописи Кандинского. Линии Денисова – не мелодии, а штрихи к общему образу. Музыка его в Сургуте ещё не звучала.

Солаж
Дымит курильщик, весь в дыму (XIV в.)

Авангард конца 14-го века носил название Ars subtilior (лат. более тонкое искусство), иначе из называли – маньеристы. Расплывчатая ритмика, необычайная извилистость всех голосов, форма нечёткая. Похоже, это музыкальная картина молодёжной богемы 14-го века, где курят привезённую крестоносцами с Востока новинку – опиум.

Дымит курильщик, весь в дыму,
Дымя о дыме.
И сердцу дымно и уму –
Дымит курильщик, весь в дыму.
Дымить он любит потому,
Что счастье грезится ему.
Дымит курильщик, весь в дыму,
Дымя о дыме.

Кайя Саарьяхо
Лаконизм крыла, для флейты соло (1982)

Нас, как северян, должно особо интересовать северное искусство. Прозвучит музыка 60-й параллели – композитора-женщины из Финляндии, известной и часто исполняемой в Европе (ставятся даже оперы). Слово, становящееся музыкой, но пульсирующее сквозь музыку – идея этого сочинения.

Антонин Рейха
Фуга No.12 (1802)

Антонин Рейха дружил с юности с Бетховеном, оба они учились у Сальери. Рейха писал множество опер, но успех имели только духовые квинтеты. Композитор стал преподавать и очень преуспел на этом поприще – у него учились Берлиоз, Лист, хотел учиться Шопен. И через 200 лет свежо, оригинально звучат его фуги, одну из которых мы с вами услышим. Фуга Баха – это космос, размеренность, темы появляются то от первой ступени, то от пятой… У Рейха – приключение. Мы не знаем, от какой ноты тема вступит и куда заведёт. Внимание обращаем и на то, что паузы в фуге – это вообще очень не нормально. Потому что это полифонический жанр, где всё течет. Текло у всех, пока Рейха не изобрёл нечто…

Александр Хубеев (композитор в резиденции ГАМ-ансамбля в 2011 году)
Carmina Urbana (2010)

Переставлены буквы названия шедевра ХХ века Карла Орфа «Кармина Бурана» (т.е. «книга из Баварии»). Книга из Баварии стала Книгой Города. Игры на фоне лесов и ручьев заменились напряжёнными перемещениями в асфальтовых джунглях. Мы услышим музыку студента Московской консерватории, которую студенческой не назовёшь. В интересах молодых композиторов происходит постепенный отход от рассказывающей музыки (какой она была у Шостаковича), к музыке как искусству звука. Пьеса CARMINA URBANA линейным развёртыванием похожа на путь. Путь, который проходит и автор Александр Хубеев, и весь авангард – от «КАК сказать» к «ЧТО сказать». Правда, когда музыка начинает внятно говорить, то это уже не авангард, а традиция. И начинается новый авангард – свежий ветер перемен.

<< назад

© 2017 GAMEnsemble.ru