При поддержке

Концерты проходят при поддержке
Музыкального фонда Эрнста фон Сименса
(Ernst von Siemens Musikstiftung, Германия)
Немецкого культурного центра (Гете-института)

Афиши


Буклет

Фоторепортаж

Концерты ГАМ-Ансамбля | «Петер Ружичка. ГАМ-Ансамбль: Новая Россия – Новая Европа»

«Петер Ружичка. ГАМ-Ансамбль: Новая Россия – Новая Европа»

01 апреля 2013 года, 19:00
Камерный зал Московской филармонии
(ул. Тверская, 31/4)

MINGUET QUARTETT (Германия)

02 апреля 2013 года, 19:00
Музей музыкальной культуры имени М. И. Глинки
Прокофьевский зал
(ул. Фадеева, 4)

ГАМ-АНСАМБЛЬ / АНСАМБЛЬ «ГАЛЕРЕЯ АКТУАЛЬНОЙ МУЗЫКИ»

При поддержке
Музыкального фонда Эрнста фон Сименса
Немецкого культурного центра им. Гете (Гете-института)


Петер Ружичка – один из наиболее известных и выдающихся композиторов современной Германии. По приглашению Ансамбля «Галерея актуальной музыки» / ГАМ-Ансамбль и Немецкого культурного центра (Гёте-институт) композитор посетит Москву вместе с исполнителями – гостями из Германии: Мингет-квартетом и Александрой Любчанской (сопрано). 1-го и 2-го апреля 2013 года состоятся концерты обоих коллективов – немецкого и российского, – в которых будет широко представлено творчество Петера Ружички, а также молодых композиторов России.

Эти концерты завершают большую серию концертов, мастер-классов и творческих встреч «Новая Россия – Новая Европа», которые ГАМ-Ансамбль проводит в концертном сезоне 2012/13 года. Творческая идея и концепция проекта принадлежит российским композиторам Антону Сафронову и Олегу Пайбердину (художественному руководителю коллектива). Он осуществляется при поддержке ряда российских и зарубежных учреждений культуры, Московской филармонии, а также Музыкального фонда Эрнста фон Сименса (Германия), выступающего в качестве генерального спонсора всего проекта.

ГАМ-Ансамбль – молодой, но уже известный исполнительский коллектив. Он ставит перед собой задачу знакомить как можно более широкую отечественную аудиторию с творчеством молодых композиторов России и музыкой современной Европы, осуществляя творческий диалог между различными поколениями, странами и культурами, а также между столицей России и её регионами. В этом сезоне состоялось уже шесть проектов, каждый из которых проводился в Москве и в регионах России – Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Новосибирске, Томске, Сургуте, Барнауле, Сыктывкаре, Кемерове. В качестве гостей участвуют композиторы и исполнительские коллективы из разных стран Европы – Германии, Латвии, Польши, Финляндии, Австрии.

Главный гость проекта «Петер Ружичка: Новая Россия – Новая Европа» – один из самых известных и ярких представителей композиторского поколения, пришедшего в музыку Германии в конце 1960-х – начале 1970-х годов. В творчестве Ружички преобладает эстетика «новой экспрессии», пришедшая на смену авангардистским течениям 1950-х – 60-х гг. Композитор работает преимущественно в крупных музыкальных жанрах, значительное место в его творчестве занимает поэзия, театр и культурологический диалог с музыкальными эпохами. С особым постоянством он обращается к стихам и образам Фридриха Гёльдерлина и Пауля Целана. Его произведения исполняют ведущие оркестры и оперные театры – под управлением крупнейших дирижёров, а также самого автора. Выступая как дирижёр, Петер Ружичка также широко пропагандирует творчество композиторов ХХ века. Своё собственное творчество и дирижёрские выступления он сочетает с преподавательской и музыкально-общественной деятельностью. (С 1990 г. он профессор Высшей школы музыки и театра Гамбурга. С 1996 г. – художественный руководитель Мюнхенской биеннале.)

Основной жанр камерной музыки Ружички – произведения для струнного квартета, часть которых также связана с образами его любимых поэтов. 1-го апреля в Камерном зале Московской филармонии прозвучат российские премьеры струнных квартетов Ружички “INTROSPEZIONE”, «…ФРАГМЕНТ…», «…ОБ ИСЧЕЗНОВЕНИИ», а также «ПАМЯТЬ И ЗАБВЕНИЕ» – большого произведения на слова Гёльдерлина с участием женского голоса. Их исполнит Мингет-квартет – гость нынешнего российско-германского проекта ГАМ-Ансамбля, один из прославленных немецких квартетов нового поколения, в чьём репертуаре произведения многих композиторов XX и XXI века и который осуществил запись всех сочинений Ружички для струнного квартета (“Neos Music”, 2010).

2-го апреля в Концертном зале Государственного музея музыкальной культуры им. М. И. Глинки в исполнении ГАМ-Ансамбля под управлением Фёдора Леднёва прозвучат различные сочинения Ружички для ансамбля солистов. Этот концерт представляет из себя диалог композитора с творчеством российских авторов молодого поколения – Александра Хубеева («Звучание тёмного времени»), Антона Сафронова («Две пьесы из воображаемого монотеатра Владимира Маяковского») и новое сочинение «Кодурэ» Сергея Кима, специально написанное для этого концерта. (В 2013 году Сергей Ким – композитор-резидент ГАМ-Ансамбля.)

В обоих концертах принимает участие Александра Любчанская – ещё один гость из Германии, одна из наиболее ярких вокалистов нового поколения, в чьём репертуаре – богатый диапазон от классической до современной музыки.


01 апреля 2013 года, 19:00
Камерный зал Московской филармонии

«Петер Ружичка. ГАМ-Ансамбль:
Новая Россия – Новая Европа» (1)

Minguet Quartett (Германия) в составе:
Ульрих Изфорт (скрипка)
Анетта Райзингер (скрипка)
Ароа Зорин (альт)
Матиас Динер (виолончель)

В концерте принимает участие:
Александра Любчанская (сопрано, Германия)

В программе:

Петер РУЖИЧКА
Introspezione, (Струнный квартет №1), 1970 (Российская премьера)
«...Фрагмент...», пять эпиграфов для струнного квартета (Струнный квартет №2), 1970 (Российская премьера)
«Об исчезновении», (Струнный квартет №3), 1992 (Российская премьера)
«Память и забвение» для струнного квартета и сопрано на стихи Фридриха Гёльдерлина (Струнный квартет №6), 2008 (Российская премьера)


02 апреля 2013 года, 19:00
Музей музыкальной культуры имени М. И. Глинки
Прокофьевский зал

«Петер Ружичка. ГАМ-Ансамбль:
Новая Россия – Новая Европа» (2)

ГАМ-Ансамбль / Ансамбль «Галерея актуальной музыки»
Художественный руководитель – Олег Пайбердин

Алексей Морозов (флейта, бас-флейта)
Евгений Бархатов (кларнет, бас-кларнет)
Андрей Кравченко (сопрано-саксофон, тенор-саксофон)
Александр Стреляев (альт-саксофон)
Александр Демиденко (тромбон)
Татьяна Вымятнина (арфа)
Мона Хаба (фортепиано)
Андрей Винницкий (ударные)
Михаил Болховитин (скрипка)
Семен Денисов (скрипка)
Владислав Народицкий (альт)
Сергей Асташонок (виолончель)
Николай Ратушный (контрабас)

Дирижёр – Фёдор Леднёв

Солисты:
Александра Любчанская (сопрано, Германия)
Мона Хаба (фортепиано)
Сергей Асташонок (виолончель)

В программе:

Сергей КИМ
«Кодурэ» для скрипки, альта, виолончели, контрабаса и фортепиано, 2013 (мировая премьера)

Петер РУЖИЧКА
«Речитатив» для виолончели и фортепиано, 2009 (российская премьера)

Петер РУЖИЧКА
«Пять сцен» для фортепиано соло, 2009 (российская премьера)

Александр ХУБЕЕВ
«Звучания темного времени» для флейты, 2-х саксофонов, 2-х скрипок, альта, виолончели и фортепиано, 2011/13

Антон САФРОНОВ
«Две пьесы из воображаемого монотеатра Владимира Маяковского» для женского голоса и ансамбля, ред. 2013 (российская премьера)

Олег ПАЙБЕРДИН
Ave багатель для фортепиано соло, 2008

Петер РУЖИЧКА
«Чем дальше я продвишаюсь, тем больше кажусь себе неспособным выразить идею» приношение для камерного ансамбля, 2011 (российская премьера)


Петер Ружичка

Композитор, дирижёр и музыкально-общественный деятель родился в 1948 г. в Дюссельдорфе. Первоначальное музыкальное образование получил в Гамбургской консерватории (по классу фортепиано, гобоя и теории композиции), затем учился композиции у Ханса Вернера Хенце и Ханса Отте. Изучал право и музыковедение в Мюнхене, Гамбурге и Западном Берлине (защитил диссертацию на тему «вечного авторского права»).

В творчестве Петера Ружички преобладает эстетика «новой экспрессии», пришедшая вместе с послевоенным поколением западногерманских композиторов на смену авангардистским течениям 1950-х – 60-х гг. Значительную роль в его творчестве играет поэзия, театр и культурологический диалог с музыкальными эпохами. Композитор работает преимущественно в крупных музыкальных жанрах. Среди его сочинений – произведения для музыкального театра, в т.ч. оперы «ЦЕЛАН» (1999) и «ГЁЛЬДЕРЛИН» (2007), посвящённые двум поэтам, чьи стихи и образы часто присутствуют в творчестве композитора. С особым постоянством Ружичка обращается к произведениям Пауля Целана – поэта, с которым он был знаком лично. Ружичка – также автор многочисленных произведений для симфонического оркестра («ПРИБЛИЖЕНИЕ И ТИШИНА», 1981; «ПРЕДЧУВСТВИЯ», 1998; «МАЛЕР | ПОРТРЕТ», 2010), в т.ч. с участием человеческого голоса («ЦЕЛАН-СИМФОНИЯ» для баритона, меццо-сопрано и оркестра, 2002), для хора или вокального ансамбля а капелла («ФУГА СМЕРТИ», 1969; «ОБРАЗ И ОБРЫВ», 1979 – оба на слова Пауля Целана; ШЕСТЬ ПЕСНОПЕНИЙ по фрагментам из Ницше, 1992). Значительную роль в творчестве композитора занимает и камерная музыка, прежде всего – сочинения для струнного квартета.

Произведения Петера Ружички исполняют ведущие оркестры и оперные театры, в т.ч. Берлинская государственная опера на Унтер-ден-Линден, Дрезденская государственная опера, Берлинский, Венский, Нью-Йоркский и Израильский филармонические оркестры, Оркестр Консертгебау (Амстердам), Оркестр Тонхалле (Цюрих) – под управлением таких дирижёров как Владимир Ашкенази, Михаэль Гилен, Курт Мазур, Джузеппе Синополи, Риккардо Шайи, Кристоф Эшенбах, Марис Янсонс, а также под управлением самого автора. Выступая как дирижёр (с Берлинским Немецким симфоническим оркестром, Дрезденской государственной капеллой, Симфоническим оркестром Баварского радио, Китайским филармоническим оркестром и др.), Ружичка также широко пропагандирует творчество композиторов ХХ века, оказавших серьёзное влияние на его творчество, – Густава Малера, Александра Цемлинского, Франца Шрекера, Аллана Петтерссона, Ханса Вернера Хенце и своего современника Вольфганга Рима.

Композиторское творчество и дирижёрские выступления Петер Ружичка сочетает с преподавательской и музыкально-общественной деятельностью. С 1990 г. – профессор Высшей школы музыки и театра Гамбурга. Художественный руководитель Симфонического оркестра Берлинского радио (1979-87), директор Гамбургской государственной оперы (1988-97), Зальцбургского фестиваля (2001-06), Мюнхенской биеннале (с 1996 г. по сегодняшний день).

Лауреат Премии ЮНЕСКО «Международный рострум композиторов», Премии Бартока (1970), Премии Баха (1972), Премии «Гаудеамус» (1972), премии Луи Шпора (2004). Член Баварской Академии искусств (с 1985), Свободной Академии искусств Гамбурга (с 1987). Удостоен Австрийского почётного знака за заслуги в науке и искусстве (2006).

Через камерную музыку Петера Ружички проходят две сквозные линии. Одна из них – поэзия Фридриха Гёльдерлина и Пауля Целана, многократно присутствующая и в его крупных формах – сочинениях для симфонического оркестра и музыкального театра. Другая, не менее важная «красная нить» в камерном творчестве композитора – произведения для струнного квартета, которые охватывают практически всю его творческую биографию. Первое произведение в этом жанре датируется 1970 годом. Последнее из шести, написанных на сегодняшний день, – 2008 года. Четыре из шести написанных на сегодняшний день сочинений для струнного квартета Петера Ружички прозвучат в концерте 1 апреля в Камерном зале Московской филармонии в исполнении Мингет-квартета и Александры Любчанской.

В этих произведениях Ружичка также обращается к двум своим любимым поэтам. В память о Целане написан Второй струнный квартет («...ФРАГМЕНТ...», 1970), а строки из Гёльдерлина звучат в Шестом струнном квартете с участием женского голоса («ПАМЯТЬ И ЗАБВЕНИЕ», 2008). Каждый из струнных квартетов Ружички имеет не только порядковый номер, но и собственное имя. Сам композитор называет эти свои сочинения «рефлексиями определённых состояний и событий» и относится к ним как к своего рода дневниковым записям. Особое значение имеют в них образы Памяти, Времени, Тишины, Становления и Преходящего – метафоры, к которым не раз обращались в своём творчестве и Гёльдерлин, и Целан.

Самый первый струнный квартет Ружички был написан в 1969-70 гг. Его название INTROSPEZIONE переводится с итальянского как «самонаблюдение», «самоанализ». Автор называет его «документацией состояний души во время контролируемого психоделического переживания». Подобные опыты «расширения сознания» для достижения необходимых чувственных и художественных ощущений были очень характерны для молодёжи конца 1960-х годов – поколения, к которому принадлежит композитор. Сочинение начинается как бы «из ничего» – на грани полной тишины и едва слышимого звучания – и завершается гигантской кульминаций, обрывающейся на пятикратном «форте». Этот «этюд человеческого сознания» звучит как многоуровневое переживание времени, в котором, по словам автора, «длительные отрезки съёживаются до некоего кратчайшего существенного момента». В нём достигается некий уровень плотности, через которую едва уловимо звучат цитаты-аллюзии из квартетной музыки композиторов прошлого: Ганса Пфицнера (Струнный квартет op. 36), Веберна (Пятая из Багателей op. 9) и Бетховена (последний струнный квартет op. 135).

В том же самом году был написан и Второй струнный квартет Ружички – под названием ...ФРАГМЕНТ... и с подзаголовком «пять эпиграфов для струнного квартета». Это – своего рода стенограмма переживаний композитора после ухода из жизни Пауля Целана, с которым они виделись незадолго до самоубийства поэта в апреле 1970 года. Сочинение было написано моментально – в течение всего лишь 48 часов, сразу по получении известия о смерти. Это – скорбь, выплеснувшаяся в партитуре, воспоминание, чувство прощания, ухода, исчезновения и утешения. Как говорит сам Ружичка: «Пять эпиграфов – попытка сконцентрировать очень разные эмоции и выразить их максимально коротко. Это музыка без декораций, без «разработки» – в субъективно-моментных формах». Звуковой образ самого первого из музыкальных эпиграфов (Molto calmo statico) – тишина как внезапная реакция на смерть близкого человека. Следующая пьеса (Eccitato) идёт без перерыва с предыдущей, начинается в предельно быстром темпе, насквозь пронизана контрастами, звуковыми столкновениями и сломами. В третьей пьесе (Sfasciarsi) – состояние онемения. Она звучит как жест всеобщего отрицания и погружения в темноту. Четвёртая пьеса-эпиграф (Movimentato), поначалу сдержанная, несёт отпечаток большой силы и достигает взлёта наивысшей экспрессии. Последний, пятый по счёту музыкальный эпиграф (Indistinto) содержит цитату из неоконченной Десятой симфонии Малера – словно воспоминание композитора о последней встрече с поэтом, когда они беседовали друг с другом об этой симфонии. Это самая тихая часть всего цикла: в партитуре постоянно встречаются обозначения «очень нежно», «очень мягко», «как дыхание». Семь раз музыка повисает на генеральных паузах. Самая последняя авторская ремарка – «замирая».

Название Третьего струнного квартета Ружички – ...ОБ ИСЧЕЗНОВЕНИИ. Он был написан в 1992 году в память о матери композитора и, по его собственным словам, проникнут «ощущением смерти, после которой бессильны слова и говорить о которой может только музыка». Пьеса начинается с абсолютной тишины и ею же завершается – обрамляя собой звучание необычайно интимного характера, но таящее в себе, однако, и угрозу. Поначалу слушатель улавливает лишь игру звуковых теней – контрастом к ним звучит средний раздел с его болезненно-тревожными взрывами экспрессии. После всех этих предельно жёстких импульсов в конце произведения звучит цитата из прощального адажио Девятой симфонии Малера – словно освещая собой всё предыдущее и проясняя само название сочинения.

ПАМЯТЬ И ЗАБВЕНИЕ – Шестой струнный квартет Ружички с участием женского голоса – последний из созданных на сегодняшний день. Он датируется 2008 годом, был написан специально для Мингет-квартета и посвящён ему. Это произведение продолжает традицию «струнного квартета с голосом», начатую около ста лет назад Шёнбергом, и в нём звучат стихи Гёльдерлина – отрывки из оды «Мнемозина». В отличие от предыдущих квартетов это сочинение весьма продолжительно по звучанию и идёт около сорока минут. Вот что говорит сам композитор о своём произведении: «“ПАМЯТЬ И ЗАБВЕНИЕ“ – глубокое обобщение моего музыкального мировоззрения. В пространстве между Памятью и Забвением Прошлое превращается в Настоящее путём различного рода кружений, проникновений и присвоений. Найденные и придуманные музыкальные образы отражают всё моё эстетическое развитие – это в том числе и обрывки пьесы для струнного квартета, начатого мной более сорока лет назад. Далёкое и Близкое соприкасаются в Нынешнем. В трёх частях этого сочинения (из семи) вокализы солистки «окружают» слова фрагментов из “Мнемозины“ – последней оды Гёльдерлина. Это – своего рода сумрачные заклинания Вечного и Преходящего – «Память» в смысле не преодоления, а осознания Конечного».

В концерте 2 апреля в Прокофьевском зале Музея музыкальной культуры им. Глинки прозвучат сочинения Петера Ружички для различных камерно-музыкальных составов – от фортепиано соло до большого ансамбля солистов – в исполнении Ансамбля «Галерея Актуальной Музыки» / ГАМ-Ансамбля под управлением Фёдора Леднёва. Все три сочинения, представленные в программе, были написаны композитором в последние годы и они так или иначе связаны с образами близких ему поэтов и композиторов – Пауля Целана и Вольфганга Рима.

Оба камерных сочинения – РЕЧИТАТИВ для виолончели и фортепиано и ПЯТЬ СЦЕН для фортепиано соло – Петер Ружичка написал в 2009 году в период работы над новой постановкой своей оперы «ЦЕЛАН» (1999). По словам композитора, «РЕЧИТАТИВ» был написан во время репетиций, а «ПЯТЬ СЦЕН» – как своего рода «отзвук» музыки оперы. Оба своих сочинения Ружичка называет «линеарными решениями для камерно-музыкальных составов», возникшими как новое соприкосновение с музыкальными идеями, создавшими в своё время музыкально-сценические образы.

По поводу РЕЧИТАТИВА композитор говорит:
«В этом сочинении виолончель играет ведущую роль, как в большом виртуозном речитативе – но при этом в совершенно особых драматургических отношениях с основными моментами партитуры. Музыка то и дело застывает, как бы в воспоминаниях, словно находя импульсы для дальнейшего звучания в отзвуках прошлого – в том числе и в моих ранних сочинениях для виолончели. Таким образом “РЕЧИТАТИВ” представляет собой диалог между различными языками, подобие музыкальной встречи с самим собой».

Слова автора по поводу ПЯТИ СЦЕН:
«Кульминационные моменты моего сложного музыкально-сценического произведения возвращаются к своим музыкальным «зародышам» и дальнейшим образом переосмысляются в линеарном изложении фортепианной фактуры».

…ЧЕМ ДАЛЬШЕ Я ПРОДВИГАЮСЬ, ТЕМ БОЛЬШЕ КАЖУСЬ СЕБЕ НЕСПОСОБНЫМ ВЫРАЗИТЬ ИДЕЮ…
Музыкальное посвящение для камерного ансамбля, написанное Петером Ружичкой к 60-летнему юбилею Вольфганга Рима (р. 1952) по заказу города Карлсруэ (родного города юбиляра), где и состоялась премьера сочинения в исполнении Ансамбля “TEMA” (дирижёр – Жерар Бюкэ). Вольфганг Рим – ещё один крупнейший композитор Германии того же самого поколения, что и Петер Ружичка. Наряду с другими композиторами, родившимися вскоре после Второй мировой войны (Ханс-Юрген фон Бозе, Хайнц Винбек, Манфред Троян, Петер-Михаэль Хамель, Вольфганг фон Швайниц), они входили в 1970-е – 80-е годы в круг творческих единомышленников, развивавших эстетику «новой экспрессии», чья эмоциональная прямота и спонтанность выражения во многом отличалась от жёсткой структурированности музыкального авангарда первых послевоенных десятилетий.

«В названии этого музыкального приношения используется цитата из письма Гюстава Флобера, которую Вольфганг Рим выписал на полях партитуры своей «Музыки для трёх струнных». Она комментирует бурное звуковое сгущение, которое, казалось бы, постепенно нарастает – однако остаётся незавершённым, неопределённым, повисает в воздухе. В моём сочинении для девяти инструментов я тоже приближаюсь к этому месту: поначалу фрагментарно, наощупь, лишь постепенно обретая его музыкальный язык. Затем – всё более и более взрывным образом, экстатично, взвихренно. Но в результате – словно промахиваясь мимо воображаемой точки схода…» (Петер Ружичка)


Александр Хубеев

Родился в 1986 г. в Перми. В 2011 году окончил Московскую консерваторию, в настоящий момент обучается в аспирантуре (класс композиции Юрия Каспарова, класс электроакустической музыки Игоря Кефалиди). Принимал участие в мастер-классах таких композиторов как Марк Андре, Франк Бедросян, Пьерлуиджи Биллоне, Клаус Ланг, Мартайн Паддинг, Беат Фуррер, Иван Феделе, Хая Черновин и др. Произведения Александра Хубеева исполняются на таких фестивалях как «Московский форум», «Другое пространство» (Москва), Венецианская биеннале (Италия), «Форум новой музыки» (Ганновер, Германия), Фаросский фестиваль современной музыки (Никосия, Кипр), «Контрасты» (Львов, Украина), во Франции, в Испании и др. Среди исполнителей– Ансамбль «Галерея актуальной музыки» (ГАМ-Ансамбль), Московский ансамбль современной музыки (МАСМ), Ансамбль «Студия новой музыки», Ансамбль «XX век», Ансамбль Марка Пекарского, eNsemble (Санкт-Петербург), Струнный квартет “Cantando” (Нижний Новгород), Ансамбль “Nostri Temporis” (Киев), Ансамбль “ALEPH” (Париж), Ансамбль “ExNovo” (Венеция), Ансамбль “Vertixe Sonora” (Сантьяго-де-Компостела). Лауреат и дипломант международных конкурсов – в России (Международный конкурс молодых композиторов им. П.И.Юргенсона, Москва; Большой приз «Пифийских игр», Санкт-Петербург), в Италии (“Le Notti Ritrovate”) и на Украине (“Connecting Music”). Финалист Международного конкурса „Gaudeamus“ (Нидерланды, 2013). Член Союза композиторов России и член правления его молодежного отделения «МолОт». Композитор-резидент ГАМ-Ансамбля (2011).

Звучания тёмного времени
для флейты, 2-х саксофонов, 2-х скрипок, альта, виолончели и фортепиано, 2011

«Пьеса написана по фильму Ларса фон Триера «Танцующая в темноте». Автора увлекла не столько связь с последовательностью трагических событий сюжета или с музыкальной частью фильма, сколько создание аллюзий со специфической атмосферой, царящей в нём. Поэтому в качестве основы музыкальной ткани этого сочинения используется особая звуковысотная система, возникающая при нестандартных способах игры на музыкальных инструментах. Практически вся пьеса построена на нетипичных приемах игры, не только обогащающих тембровую палитру звучания, но расширяющих также диапазон, штриховые, динамические и многие другие выразительные возможности инструментов. Таким образом, новые звучания известных инструментов сообщают пьесе совершенно особую эстетику, которая наиболее полно отвечает впечатлениям автора от просмотра фильма». (Александр Хубеев)


Сергей (Сэ Хёнг) Ким

Родился в 1987 году в Алма-Ате (Казахстан). Окончил Московскую консерваторию (класс композиции Владислава Агафонникова), в настоящий момент – на стажировке у Беата Фуррера в Университете музыки и театра г. Грац (Австрия). Участник и стипендиат Международных Летних курсов в Дармштадте (Германия), Международной Академии современной музыки “impuls” в Граце (Австрия), Международной Академии молодых композиторов в г. Чайковский (Россия), на которых посещал занятия у Марка Андрэ, Жоржа Апергиса, Пьерлуиджи Биллоне, Клауса Ланга, Брайана Фернихоу, Георга Фридриха Хааса, Хельмута Цапфа, Дмитрия Курляндского. Произведения Сергея Кима исполнялись на фестивалях «Московская Осень», «Другое пространство» (Москва), «Трудности перевода» (Москва), Киевская биеннале современной музыки – на которых молодой композитор сотрудничал с такими известными коллективами как Ансамбль «Галерея актуальной музыки» (ГАМ-Ансамбль), Московский ансамбль современной музыки (МАСМ), Ансамбль «Студия новой музыки», eNsemble (Санкт-Петербург). Участник проекта «Живая дорожка» (Москва), лауреат международных конкурсов «DuoSolo» (США, 2010), «Шаг Влево» (Санкт-Петербург, 2012). В 2013 году – композитор-резидент ГАМ-Ансамбля. В творчестве Сергея Кима стилистика современной европейской музыки соединяется с элементами музыкальной культуры Центральной Азии и корейского народа, к которому принадлежит композитор – что отражено и в названиях ряда его работ: «Отзвуки снега» для оркестра и солирующего фортепиано (2012), циклы «Сиджо» и «Ки» (для разных инструментальных составов), “Daegeumsori” для флейты соло (2008), “Gugak” для флейты и фортепиано (2009), «Истории с Хвилищевским» (2012).

Кодурэ
для скрипки, альта, виолончели, контрабаса и фортепиано (2013)

«Перед началом церемонии культа сон-буддизма (корейский вариант дзен-буддизма) каждый вошедший совершает поклоны – вне зависимости от того, что в это время делают другие участники церемонии. Последовательность действий такова: полупоклон – три поклона – заключительный поклон – полупоклон, т. е. всего получатся пять полных поклонов. Эти пять поклонов символизируют пять музыкальных инструментов. Три основных «центральных» поклона – это три флажолета от разных звуковысотностей, результат звучания которых всегда одинаков. В результате мы слышим одну и ту же звуковысотность, которая, однако, подвергается микротональным изменениям с каждым новым вариантом флажолетного звучания» (Сергей Ким)


Олег Пайбердин

Родился в 1971 в посёлке Алтайский (Алтайский край). Окончил Уральскую государственную консерваторию (Екатеринбург) и аспирантуру (у Анатолия Нименского). Посещал мастер-классы Сергея Беринского, Сергея Слонимского, Авета Тертеряна, Жоржа Апергиса, Пьерлуиджи Биллоне, Пауля-Хайнца Диттриха, Ребекки Саундерс, Хаи Черновин. Произведения Олега Пайбердина исполнялись на фестивалях «Московская Осень», «Другое пространство», «Московский форум», «Пифийские игры» (Санкт-Петербург), «Европа-Азия» (Казань), Международный форум музыки молодых и “Kyev music fest” (Киев), «Контрасты» (Львов), “Is Arti” (Каунас), Музыкальная неделя “Gaudeamus” (Амстердам), «Новая консонантная музыка» (Брюссель), «Европа встречает Китай» (Люксембург), «Лето в Штутгарте», “Sonic Fusion Festival” (Эдинбург), Всемирные дни Международного общества современной музыки (ISCM) в Генте (2012) и др. Среди исполнителей — Уральский академический симфонический оркестр, Муниципальный камерный оркестр «Солисты Нижнего Новгорода», Камерный оркестр Ровненской филармонии, Московский ансамбль современной музыки (МАСМ), Ансамбль «Студия новой музыки», Романтик-квартет, Московский квартет саксофонов, Квартет флейт «Сиринкс», «Двенадцать виолончелистов» (Москва), eNsemble (Санкт-Петербург), Имидж-квартет, Бём-квартет, Ferdinand-квартет и «Другой оркестр» (Екатеринбург), «Лаборатория новой музыки» (Новосибирск), Neue Vocalsolisten (Штутгарт), SurPlus (Фрайбург), Ensemble’88 и Het Collectief (Амстердам), Alcatrasax-квартет (Брюссель), Goeyvaerts String Trio (Синт-Никлаас), Люксембургская Симфониетта, Шотландский квартет кларнетов, “Quattro Differente” (Рига), “Ricochet”, “Archi” (Киев) и др. Лауреат Международного композиторского конкурса имени С.С.Прокофьева (Москва / Санкт-Петербург, 1999). Участник и стипендиат Международных Летних курсов в Дармштадте (Германия), Академии Солитюд (Штутгарт), Международного композиторского центра в г. Висбю (Швеция). В 1998-2005 – один из основателей и руководителей Мастерской новой музыки “Autograph” в Екатеринбурге, один из инициаторов и кураторов Международного фестиваля актуальной музыки «Другое пространство», проектов «Живая дорожка» Московской филармонии. Основатель и художественный руководитель Ансамбля «Галерея актуальной музыки» (ГАМ-Ансамбль), один из руководителей проекта «ГАМ-Ансамбль: Новая Россия – Новая Европа» сезона 2012-13 г.

Ave
багатель для фортепиано соло (2008)

«Эта пьеса написана по просьбе пианистки Моны Хаба специально для фестиваля “Московский форум” (2008) и посвящена исполнительнице. В произведении использована нотная монограмма HABA: она является основной точкой, из которой произрастает всё сочинение. Для меня фортепиано – это, можно сказать, инструмент фатальности, так как специфика его звукообразования – удар (атака) и последующее неизбежное угасание звука. Мне хотелось преодолеть это хотя бы косвенным путём. Нельзя заставить фортепиано «пропевать» звук, «раздувать» его, крещендировать или филировать – но возможно апеллировать к пению, используя мелизматические звучания в верхних регистрах, сочетая их с выдержанными басовыми педальными тонами» (Олег Пайбердин)


Антон Сафронов

Родился в 1972 г. в Москве. Окончил Московскую консерваторию у Эдисона Денисова. Стажировался у Вольфганга Рима и Вальтера Циммермана (Германия), посещал мастер-классы Петера Ружички, Беата Фуррера, участвовал в Молодёжном форуме Ансамбля Модерн (Франкфурт, 2001). Произведения Антона Сафронова исполнялись в Москве («Московская Осень», «Другое пространство», «Территория», «Московский форум», Биеннале современных исполнительских искусств), Санкт-Петербурге («Музыкальный Олимп», «Пифийские игры», «Звуковые пути»), других городах России (Новосибирск, Нижний Новгород, Пермь, Екатеринбург, Ростов-на-Дону), за рубежом (Музыкальная неделя “Gaudeamus” в Амстердаме, Фестиваль Шнитке в Лондоне, “MaerzMusik“ в Берлине, Мюнхенская биеннале, Загребская музыкальная биеннале, “Intrasonus” в Венеции и др.). Участник программ Года России во Франции (2010), Года России в Германии (2013), Всемирных дней Международного общества современной музыки (ISCM) в Штутгарте (2006), коллективных и мультимедийных проектов («Колыбельная Москве», «Реквием без границ»). Среди исполнителей – Симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии, Российский Национальный оркестр (РНО), Ансамбль солистов Государственного академического симфонического оркестра (ГАСО), Ансамбль «Галерея актуальной музыки» (ГАМ-Ансамбль), Московский ансамбль современной музыки (МАСМ), Ансамбль «Студия новой музыки», Ансамбль Марка Пекарского, eNsemble (Санкт-Петербург), Ensemble Musica Aeterna, Ансамбль «Лаборатория новой музыки» (Новосибирск), Солисты Лондонского филармонического оркестра, Шарун-Ансамбль Берлинской филармонии, Ансамбль Модерн, Шёнберг-Ансамбль (Амстердам), ансамбли Aventure и SurPlus (Фрайбург), Neue Vocalsolisten (Штутгарт). I премия на Международном конкурсе молодых композиторов им. П.И.Юргенсона (Москва, 2001) и на Международном конкурсе композиторов в Безансоне (Франция, 1996). Стипендиат Союза московских композиторов, Академии Вилла Массимо (Рим), Берлинского Сената по культуре, Академии Солитюд в Штутгарте и др. Преподаватель Московской консерватории (2003-09) и Берлинского университета искусств. Инициатор и организатор музыкальных проектов, в т.ч. концертных серий МАСМ (2009-13) и «ГАМ-Ансамбль: Новая Россия – Новая Европа» (2012-13).

Две пьесы из воображаемого монотеатра Владимира Маяковского
для женского голоса и ансамбля (ред. 2013)

«Мини-диптих на тексты Маяковского, каждый из которых – одновременно и монолог, и диалог с воображаемым собеседником. Своего рода начало и конец отношений. Первый из двух воображаемых диалогов – стихотворение Скрипка и немножко нервно, написанное в самом начале творческого пути Маяковского (1914). Второй – названный мной по начальной строчке (море уходит вспять…) – неоконченные фрагменты из записной книжки (без знаков препинания), последний набросок, сделанный в 1930 году накануне самоубийства. Первый «монолог-диалог» – признание поэта скрипке, сюжет обретения родственной души в очеловеченном образе музыкального инструмента, своим внезапным плачем «восставшим» поперёк слаженного звучания оркестра. Второй – послание перед уходом из жизни, признание конца, прощание и примирение с неизбежным. В обоих стихотворениях поэт обращается к персонажам, имеющим женские очертания, поверяет им хрупкую, детскую ипостась своей души. Поэтому вопреки распространённому стереотипу – писать музыку на слова Маяковского для солиста-мужчины – я поручил свой «Воображаемый монотеатр» женскому голосу. В первой пьесе он вступает в дуэт с характерными фигурами скрипки, сопровождаемыми метафорическими репликами ансамбля. Чтобы лучше передать настроение второй пьесы, в качестве текста я взял «фрагменты фрагментов» – самые начала последних эскизов Маяковского («море уходит спать…» и «Уже второй…»)». (Антон Сафронов)


Мингет-квартет / Minguet Quartett

Основан в Кёльне в 1988 г. и назван в честь Пабло Мингета – испанского философа и просветителя XVIII века, который всю жизнь стремился сделать высокое искусство доступным народу с помощью своих книг. Этот принцип – основа творческой программы музыкального коллектива, названного именем великого испанца.

Все четыре участника Мингет-квартета – выпускники Университета искусств «Фолькванг» г. Эссена, а также ученики знаменитых музыкантов и коллективов – таких как Вальтер Левин (Квартет “LaSalle“), квартетов «Амадеус», «Мелос» и Квартета имени Альбана Берга. С 1997 г. участники Мингет-квартета преподают в Высшей школе музыки им. Роберта Шумана в Дюссельдорфе.

В настоящее Мингет-квартет относится к самым известным и востребованным коллективам нового поколения. Он выступает по всему миру, в т.ч. в Берлинской филармонии, Венском Концертхаузе, Лондонском Вигмор-холле, Амстердамском Консертгебау, на Берлинском, Зальцбургском и Эдинбургском фестивалях, на Шлезвиг-Гольштейнском фестивале (Германия), на Международном фестивале в Бергене (Норвегия), на Фестивале “La Caixa” в Барселоне (Испания), а также на гастролях за пределами Европы – в США, Китае, Японии, Новой Зеландии, странах Индокитая, Центральной Азии и Северной Африки.

Наряду с классической музыкой Мингет-квартет также активно исполняет и пропагандирует произведения XX и XXI века – в т.ч. таких крупнейших композиторов современной Германии как Хельмут Лахенман, Вольфганг Рим и Петер Ружичка, чьё полное собрание произведений для струнного квартета коллектив записал и выпустил на компакт-диске фирмы “Neos Music“. Эта запись была удостоена Премии «Камерная музыка года» (2010).

Нынешние гастроли в Москве – первый приезд коллектива в Россию и первое исполнение у нас в стране струнных квартетов Петера Ружички.


Ансамбль «Галерея актуальной музыки» / ГАМ-Ансамбль

Создан в 2010 году композитором Олегом Пайбердиным.

Многие музыканты коллектива – солисты Московской филармонии.

В программах ГАМ-Ансамбля – произведения классиков отечественной и зарубежной музыки XX века, при этом основная миссия коллектива – произведения, написанные за последние 15-20 лет, проекты на пересечении музыкального, визуального и театрального искусства. Коллектив ставит перед собой задачу развитие актуальных областей современного творчества, где свободно сосуществуют все его основные направления – новейшая камерная музыка, импровизация, визуально-акустические перформансы и видеоарт. ГАМ-Ансамбль тесно сотрудничает с современными композиторами, художниками, хореографами, режиссерами, аниматорами, мастерами слова и театра.

Ансамбль постоянно взаимодействует с Московской государственной академической филармонией и неоднократно принимал участие в филармонических программах «Другое пространство», «Филармонический дебют», «Молодые таланты», «Живая дорожка». Кроме того, коллектив тесно сотрудничает с Союзом композиторов России, Государственным центральным музеем музыкальной культуры имени М. И. Глинки, Государственным центром современного искусства (ГЦСИ), Благотворительным фондом П.И.Юргенсона, с целым рядом российских и зарубежных партнеров – в т.ч. немецким Гёте-институтом, Польским культурным центром, музыкальными вузами и филармоническими учреждениями России, Музеем современного искусства PERMM (Пермь), Галереей современного искусства «Стерх» (Сургут) и др. Коллектив многократно выступал на гастролях в России и за рубежом (во Франции, в Польше, на Украине).

Одна из инициатив ансамбля по поддержке молодых авторов – приглашение ежегодных «композиторов-резидентов». Таким образом впервые в России появилась практика, давно уже утвердившаяся в мировой музыкальной жизни. «Резидентами» ГАМ-Ансамбля уже были молодые российские композиторы Александр Хубеев и Любовь Терская. В нынешнем 2013 году «резидентом» Ансамбля стал Сергей (Сэ Хёнг) Ким.

ГАМ-Ансамбль сотрудничает с независимым лейблом “Monopoly Records”. В планах коллектива – выпуск компакт-диска с произведениями, специально написанными для него молодыми российскими композиторами.

В сезоне 2012-13 г. году проект «ГАМ-ансамбль: Новая Россия – Новая Европа» получил поддержку Музыкального фонда Эрнста фон Сименса (Германия) и включен в программу «Всероссийские филармонические сезоны» Министерства культуры Российской Федерации.


Фёдор Леднёв (дирижёр)

Родился в 1971 г. в Минске. Окончил Санкт-Петербургскую консерваторию по классу хорового (1995) и оперно-симфонического дирижирования (1998). С 1995 г. ведёт преподавательскую деятельность в Санкт-Петербургском Музыкальном колледже имени Н.А.Римского-Корсакова.

Как приглашенный дирижёр сотрудничал с ведущими оркестрами России, в т.ч. с Государственным академическим симфоническим оркестром России им. Е.Ф. Светланова (ГАСО), Российским Национальным Оркестром (РНО), Академическим Симфоническим Оркестром Санкт-Петербургской филармонии и др. Постоянный приглашённый дирижёр Московского ансамбля современной музыки (МАСМ); дирижёр-ассистент российской постановки оперы А. Берга «Воццек» (Государственный академический Большой театр России, 2009). Постоянный дирижёр eNsemble Фонда ПРО АРТЕ (Санкт-Петербург). Один из ведущих в России исполнителей музыки ХХ и XXI века: под его руководством было исполнено более 150 новых сочинений.

Как вокалист принимал участие в постановках старинных и современных опер – «Эней в Лацио» Сарти, «Якоб Ленц» Вольфганга Рима, «Орфей» Монтеверди.

В 2010 принимал участие как дирижёр в Конкурсе композиторов YouTube.


Александра Любчанская (сопрано)

Родилась в Ленинграде и окончила с отличием Санкт-Петербургскую консерваторию по классам фортепиано и композиции. Как пианистка обучалась далее в Тель-Авиве и во Франкфурте, выиграла Первую премию на Фортепианном конкурсе им. Николая Рубинштейна в Париже.

По классу вокала окончила Музыкальный университет г. Карлсруэ (Германия) у проф. Роланда Хермана и там же принимала участие в постановках Оперной школы при университете. Обладая колоратурным сопрано широчайшего диапазона, певица посвящает своё творчество как классической, так и современной музыке. Помимо классического оперного и камерного репертуара (в котором певица завоевала особое признание как исполнительница Моцарта и Рихарда Штрауса) выступает с музыкой композиторов ХХ и ХХI века – Элиота Картера, Мортона Фелдмена, Ханса-Вернера Хенце, Вольфганга Рима, Петера Ружички, Йоханнеса Калицке, Тан Дуна, Маттиаса Пинчера, Мартона Иллеша, Антона Сафронова.

Александра Любчанская выступает в Мариинском театре, в Берлинской, Мюнхенской, Дрезденской, Франкфуртской операх, в брюссельском Театре “La Monnaie“, Муниципальном театре Сан-Паулу, Новом Токийском национальном театре, на фестивалях в Зальцбурге и в Баден-Бадене, а также с известными оркестрами под руководством Валерия Гергиева, Кента Нагано, Лотара Загрошека, Кристофа Поппена, Йоханнеса Калицке, Паоло Кариньяни и Константина Тринкса.

Обладательница Приза Европейского культурного фонда (Люцерн, 2003).

<< назад

© 2017 GAMEnsemble.ru