Афиша


Официальный сайт музея ГУЛАГа, Москва – www.gmig.ru


Концерты ГАМ-Ансамбля | «Хармс-концерт»

«Хармс-концерт»

14 ноября 2013 года, 19:00
Музей ГУЛАГа, Москва

Совместный проект
«Галереи актуальной музыки»,
театра «АпАрте»
и музея ГУЛАГа

ГАМ-Ансамбль / Ансамбль «Галерея актуальной музыки» в составе:
Светлана Бойченко (сопрано)
Эдита Фил (флейта)
Андрей Кравченко (саксофон)
Михаил Болховитин (скрипка)
Сергей Асташонок (виолончель)
Александр Муравьёв (контрабас)
Виктория Кузьмина (фортепиано)
Николай Сивчук (баян)
Дмитрий Мурин (гитара)
Олег Пайбердин (художественный руководитель, дирижер)

Актёры Московского драматического театра «АпАРТе»:
Александр Иванков
Денис Лапега
Анастасия Зыкова
Елена Старостина

Ведущий концерта – Александр Иванков

В программе:

Анна ЖЁЛТЫШЕВА
«Часы стучат» для голоса, виолончели, контрабаса и гитары, 2013

Андрей ЗЕЛЕНСКИЙ
Passacaglia – Blu(es) («Неудачный спектакль») для голоса, фортепиано, флейты, скрипки, гитары, аква-фона, актёра и маленькой девочки, 2013

Сергей ЗЯТЬКОВ
«Пять неоконченных повествований», перформанс и постлюдия по письму Д. Хармса к Я. Друскину (1937) для актера (с барабаном и мегафоном), саксофона, баяна, фортепиано и контрабаса, 2013

Сергей (Сэ Хёнг) КИМ
«Хвилищевский» для чтеца, флейты, ударных, фортепиано и виолончели, 2013

Владимир НИКОЛАЕВ
«ХармStory» для флейты, баритон-саксофона, скрипки, контрабаса и баяна, 2013

Олег ПАЙБЕРДИН
Новая пьеса по Хармсу для ансамбля, 2013

Антон РОВНЕР
«Три стихотворения Даниила Хармса» для сопрано, флейты, скрипки, контрабаса и фортепиано, 2012

Любовь ТЕРСКАЯ
«Роман(с) на стихи Даниила Хармса» для голоса, флейты, контрабаса, двух актёров и фонограммы, 2010


«Хармс-концерт» – это совместный проект ансамбля «Галерея актуальной музыки», Московского драматического театра «АпАРТе» и музея ГУЛАГа в Москве. Идея создания проекта принадлежит композиторам Олегу Пайбердину и Андрею Зеленскому.

Сотрудничество музыкантов и актёров в области современной академической музыки даёт неожиданный творческий результат, где смешиваются роли и стираются границы искусств. Актёры участвуют в исполнении музыкальных произведений, а музыканты, в свою очередь, перевоплощаются в актёров. Вполне естественно, что такой синтез родился из взаимодействия с провокационными текстами Даниила Хармса, а так же перекликается с неожиданными формами выступлений обэриутов в Кружке друзей камерной музыки, в студенческих общежитиях, в воинских частях, в клубах, в театрах и даже в тюрьме, где развешивались плакаты с абсурдистскими надписями: «Искусство – это шкап», «Мы не пироги», а в концертах почему-то участвовали фокусник и балерина.

Кроме написанных специально к проекту сочинений, в программе концерта – отдельные актёрские номера с импровизациями музыкантов.


Даниил Хармс (Ювичев) входил в литературную группу поэтов, писателей и деятелей культуры – «отряд левого искусства» (ОБЭРИУ).

«Истинное искусство, – писал Хармс, – стоит в ряду первой реальности, оно создает мир и является его первым отражением». Обэриуты утверждали, что искусство существует вне быта и пользы. Они культивировали поэтику абсурда, и были призваны демонстрировать, что только абсурд передает бессвязность жизни и смерти в постоянно меняющемся пространстве и времени.

Проводимые в стране новой властью абсурдные социальные преобразования, современниками которых оказались обэриуты, подтверждали актуальность их художественно-философских установок.

Судьба всех участников группы была на редкость печальной: арестованы были почти все, одни расстреляны, другие прошли через лагеря, третьи были репрессированы, погибли в заключении.


ГАМ-Ансамбль создан в 2010 году композитором Олегом Пайбердиным. Многие музыканты коллектива являются солистами Московской филармонии.

В программы ГАМ-Ансамбля включены произведения классиков отечественного и зарубежного музыкального авангарда XX века. Одной из главных задач ГАМ-Ансамбля является развитие актуальных областей современного музыкального творчества, где свободно сосуществуют его основные направления – новейшая камерная музыка, импровизация, визуально-акустические перформансы и видеоарт. Основная миссия ансамбля – исполнение новой музыки с акцентом на произведениях, написанных за последние 15-20 лет современными композиторами, проекты на пересечении музыкального, визуального и театрального искусства. ГАМ-Ансамбль тесно сотрудничает с современными композиторами, художниками, хореографами, режиссерами, аниматорами, мастерами слова и театра.

Коллектив многократно выступал на гастролях в России (Барнаул, Екатеринбург, Кемерово, Москва, Новосибирск, Нижний Новгород, Пермь, Санкт-Петербург, Сургут, Томск, Сыктывкар) и за рубежом (Франция, Польша, Украина, Казахстан).

В 2012 году проект «ГАМ-Ансамбль: новая Россия – новая Европа» получил поддержку Музыкального фонда Эрнста фон Сименса (Ernst von Siemens Musikstiftung, Германия) и включен в программу «Всероссийские филармонические сезоны» Министерства культуры Российской Федерации.

Одна из программ ансамбля по поддержке молодых авторов – приглашение ежегодных «композиторов-резидентов» (подобная инициатива в России появилась впервые). Гостем ГАМ-Ансамбля в 2011 году стал молодой российский композитор

Александр Хубеев, в 2012 году – Любовь Терская, в 2013 году «композитор-резидент» ГАМ-Ансамбля – Сергей (Сэ Хёнг) Ким.


Московский драматический театр «АпАРТе» существует с 1998 года. Однако его история началась значительно раньше, в 1987 году, когда режиссер Андрей Любимов создал театр-студию «Группа граждан», сразу же завоевавшую признание московской публики. Преобразовав в начале 90-х «Группу Граждан» в Московский центр сценического искусства «АпАРТе», соучредителем которого стал Комитет по культуре г. Москвы, Любимов ставил спектакли совместно с Берлинским ORPHTHEATER и Парижским ARIATEATRO, а также Московским театром «ОКОЛО дома Станиславского».

Название театра «АпАРТе» образовано от французского и итальянского сценического термина (a part, a parte), означающего монологи или реплики, направленные в публику. Этот прием, широко применявшийся еще в античной драме для объяснения мыслей, чувств и намерений действующих лиц, для театра «АпАРТе» – не просто художественное средство. Это – образ мыслей, способ существования. Основа репертуара – русская и зарубежная классика.

Здесь играют Пушкина и Гоголя, Островского и Гончарова, Достоевского и Чехова, Шекспира и Расина, стараются быть исключительно бережными в работе с великим культурным наследием и считают главным достижением, когда спектакли побуждают зрителей заново, с большим вниманием, перечитать классические шедевры. Это отмечает и театральная критика: «Стоит прийти в театр «АпАРТе», и классика мгновенно «оживет», преобразится, каждый увидит то, что казалось ему хорошо знакомым, совсем по-иному» («Русское искусство», 2009, о спектакле «Ревизор 1835»). В репертуаре широко представлена и современная драматургия – от Людмилы Петрушевской и Ксении Драгунской до Владимира Зуева, а также яркие и добрые сказки для детей. Спектакли театра неоднократно отмечены наградами российских и международных театральных фестивалей.


<< назад

© 2017 GAMEnsemble.ru