При поддержке



В 2016 году ГАМ-Ансамбль в сотрудничестве с Дирекцией образовательных программ Департамента культуры Москвы проводит цикл образовательных лекций-концертов «XX век: точка отсчёта».

Афиша

Кураторы и исполнители серии образовательных лекций-концертов «XX век: точка отсчёта»

Рауф Фархадов (доктор искусствоведения, ведущий эксперт Ассоциации современной музыки)

Виктор Екимовский (композитор, музыковед, председатель Ассоциации современной музыки)

Елена Кравцун (музыковед, корреспондент отдела «Культура» газеты «Коммерсантъ»)

Дмитрий Смирнов (специалист Дирекции образовательных программ Департамента культуры Москвы

Олег Пайбердин (композитор, художественный руководитель и дирижер ГАМ-Ансамбля)

Ансамбль «Галерея актуальной музыки» / ГАМ-Ансамбль

ГАМ-фестиваль № 1


ГАМ-фестиваль № 2


ГАМ-фестиваль № 4


Серия образовательных лекций-концертов
«XX век: точка отсчёта»
или ГАМ-фестиваль № 3


2016-й год, во многом, пройдёт под знаком музыки. Тут и 125-летие Сергея Прокофьева с серией крупных фестивалей и выставок, и 110 лет со рождения Дмитрия Шостаковича с концертными программами и выступлениями. В этом ряду не менее интересным представляется и проект, который проводит Дирекция образовательных программ Департамента культуры Москвы вместе с Ансамблем «Галерея актуальной музыки» (ГАМ-Ансамблем): цикл образовательных лекций-концертов «XX век: точка отсчёта».

ХХ век, как известно, оказался для истории музыки одним из самых переломных, перевернувшим прежние стереотипы и проложившим новые пути и направления. Количество радикальных открытий и возможностей превосходит в нём всё то, что происходило в музыкальном искусстве в прежние времена и эпохи. Однако, к сожалению, многое из того, что привнёс с собой ХХ век, какие необычные течения, тенденции, движения, стили и технологии, какие гениальные композиторские имена и произведения – все ещё остаётся практически неизвестным широкому зрителю, всё ещё отпугивает его своей новизной и находками.

В этом контексте образовательный, просветительский проект лекций-концертов «XX век: точка отсчёта» – попытка восполнить этот пробел, желание доступно и понятно рассказать широкой аудитории о наиболее значимых музыкальных событиях прошлого столетия, о наиболее важных музыкальных направлениях и течениях, оказавших колоссальное влияние на мировую музыкальную культуру и предопределивших ход её развития.

Причём, программа лекций-концертов составлена таким образом, что можно будет поэтапно, буквально по десятилетиям проследить весь путь музыкального новаторства и поиска. От начала ХХ века до его завершения. Посетившим наш проект, с одной стороны, откроется удивительный мир новых звуков, ритмов, гармоний, форм, мелодий и интонаций. А с другой, проявится то, насколько тесно и органично, несмотря на всю свою революционность, музыка прошлого столетия связана с многовековой музыкальной традицией и историей.

Рауф Фархадов


29 января 2016 года, 19:00

Новая венская школа и послевоенный авангард

Лектор – Рауф Фархадов

Исполнители:
Солисты ГАМ-Ансамбля

В программе:
Шёнберг, Веберн, Берг, Эйслер, Штокхаузен, Лахенман, Лигети, Ксенакис


Новая венская (или нововенская) школа – Шёнберг, Веберн, Берг – школа, обозначившая переход от привычной, многовековой, господствовавшей в музыке тональной системы к системе вне или атональной. Школа, разработавшая новые принципы композиционного и музыкального мышления и создавшая додекафонную (или серийную) технику композиции, во многом предопределившую развитие музыки ХХ века.

Послевоенный авангард – Штокхаузен, Лахенман, Лигети… – с одной стороны, продолжил принципы серийной техники нововенцев и довел их до структурного совершенства, с другой, попытка совершенно иных музыкальных форм и звучаний.


05 февраля 2016 года, 19:00

Русский и советский авангард

Лектор – Виктор Екимовский

Исполнители:
Солисты ГАМ-Ансамбля

В программе:
Стравинский, Прокофьев, Шостакович, Лурье, Вышнеградский, Уствольская, Шнитке, Денисов, Губайдулина


Русский авангард первой четверти ХХ столетия – Стравинский, Прокофьев, Лурье… – подобно русским художникам-авангардистам, прежде всего, идея новых ритмов, гармоний, красок, ладов, оркестровых звучаний, резкое расширение и укрупнение понятия тональности.

Советский авангард – Шнитке, Денисов, Губайдулина – поиск собственных музыкальных путей, объединивший и завоевания довоенного западного и русского авангарда, и достижения западного послевоенного авангарда, и одновременно музыкальный и идеологический протест против царившего в советском искусстве социалистического реализма.


12 февраля 2016 года, 19:00

Поставангард. Постмодернизм

Лекторы:
Елена Кравцун, Рауф Фархадов

Исполнители:
Солисты ГАМ-Ансамбля

В программе:
Тарнопольский, Вустин, Каспаров, Караев


Музыкальный поставангард – освобождение от жёстких, структуралистических принципов послевоенного авангарда, поиск новой интонационности, движение в сторону выразительности и яркости музыкального языка.

Музыкальный постмодернизм – игры стилей, текстов, цитат. Смешение в одном сочинении самых разных композиционных техник и систем: от атональной, политональной, серийной, коллажной до ладовой и тональной. Иногда музыкальный постмодернизм называют «новой эклектикой» за его всеядность и многоликость.


19 февраля 2016 года, 19:00

Минимализм. Новая простота, новая сложность

Лектор – Елена Кравцун

Исполнители:
Солисты ГАМ-Ансамбля

В программе:
Райх, Гласс, Райли, Пярт, Фёрнихоу, Андре


Минимализм – реакция американских композиторов – более всего Райли, Гласса и Райха – на излишний рационализм и структурализм европейских мастеров. Отказ от абстрактных и мало эмоциональных композиционных конструкций в пользу простоты и прозрачности. Музыкальная мысль выражается простейшими и лаконичными музыкальными структурами – паттернами, – которые повторяются по многу раз, постоянно внутри себя минимально изменяясь и варьируясь. В истории музыки минимализм – один из самых коммерческих проектов в сфере академической музыки.


26 февраля 2016 года, 19:00

Новая импровизационная музыка

Лектор – Рауф Фархадов

Исполнители:
Алексей Наджаров, Эдита Фил

В программе:
Импровизационная музыка


Феномен новой импровизационной музыки определить сложно, так как понятие это не совсем разработано. Скорее всего, свободное, не скованное предписаниями творчество, выявляющее парадоксальную взаимосвязь импровизации и композиции. Чтобы понять, нужно обязательно услышать.


04 марта 2016 года, 19:00

Электроакустическая музыка и мультимедиа

(Заключительный концерт ГАМ-Ансамбля)

Исполнители:
ГАМ-Ансамбль в составе:
Эдита Фил (флейта)
Андрей Кравченко (саксофон)
Сергей Асташонок (виолончель)
Николай Попов (электроника)
Олег Пайбердин (дирижер, художественный руководитель)


Ультра современный проект, соединяющий акустику, электронику, видео, коллажи и иные художественные средства выражения.


Кураторы проекта:
Рауф Фархадов (доктор искусствоведения,
ведущий эксперт Ассоциации современной музыки)

Виктор Екимовский (композитор, музыковед,
председатель Ассоциации современной музыки)

Елена Кравцун (музыковед, корреспондент отдела «Культура»
газеты «Коммерсантъ»)

Олег Пайбердин (композитор, художественный руководитель
и дирижер ГАМ-Ансамбля)


Организаторы:
Дирекция образовательных программ Департамента культуры Москвы
Ансамбль «Галерея актуальной музыки»


^  вверх  ^

© 2017 GAMEnsemble.ru