Пресса, отзывы о ГАМ-ансамбле | «Проект «Экспромты»: рецензия»

14.12.2010, busidoremikle.livejournal.com
Ян Смирницкий

«Проект «Экспромты»: рецензия»

Посвящённый 105-летию Даниила Хармса проект «Экспромты», звучавший в эту пятницу в Камерном зале филармонии, оказался на редкость сильным концертом. Всего на проект отозвалось 25 композиторов (из которых в первом концерте были исполнены 13), по условию задания за одни сутки написавших небольшие сочинения на тексты Хармса. Благодаря тому, что композиторы в концерте чередовались быстро, да ещё были составлены по принципу контраста, даже более слабые номера не давали заскучать. Как и ожидалось, молодые авангардисты в России растут как грибы после дождя, и этот проект открывает многие новые имена (например, Марк Булошников или Надежда Типикина). Общий уровень и исполнения, и композиций неожиданно высокий. Были и вполне традиционные сочинения, хорошо перемежавшие модерн.

Очень хорошо, что авторы могли сами выбирать тексты – сам выбор был очень интересен. К примеру, очень сильно для меня прозвучало выбранное Кириллом Широковым совсем короткое стихотворение «Ногу за ногу заложив, Велимир сидит. Он жив», потому что между словами было очень мало звуков, но достаточно для того, чтобы стало несколько жутко, и «он жив» прозвучало как вдвойне удивительное – и что он был жив тогда, когда сам этот факт дорого стоил, и что он жив сейчас.

Были в концерте и некоторые общие места – забавно, но почти никто не удержался от говорения и пения текста исполнителями-инструменталистами, в том числе и я, никогда ранее это не использовавший (меня, как и добрую половину присланных партитур, исполнят в концерте 11 мая). Видимо, Хармс ну очень к этому располагает.

Ещё мне было любопытно, как на этом общем качественном фоне, где уже все водят палочкой по клавишам рояля, дуют в скрипки, шуршат и свирищат, сможет в очередной раз выделиться небезызвестный Гоша Дорохов aka gyorgy. Однако его пьеса в очередной раз блестяще завершила первое отделение, вызвав взрыв смеха. Шутка простая, но эффектная, потому что включает в себя весь контекст общественной реакции на предыдущие его сочинения – у любого другого композитора то же сочинение не было бы столь выигрышным (желающие могут посмотреть видео в жж автора). И я, наконец, понял, что же он, собственно, делает. Это как бы авангард для масс, поиск максимально простой формулы массового поражения, где реакция публики является неотъемлемой и главной частью самого сочинения, как у великого кинопровокатора Ларса фон Триера. Не могу сказать, что такой подход мне в данном случае субъективно близок, но это, по крайней мере, не то, что делают другие, это оригинально.

Ещё одним показателем успеха проекта оказалось очень слабое второе отделение, где звучали как раз сочинения, написанные далеко не за одни сутки. Во втором отделении, собственно, было всего два сочинения – одно было традиционной мелодекламацией в традиции Шостаковича, очень, правда, хорошо спетой и сыгранной, а другое оказалось популярной музыкой под бренчание арфы, неаккуратные вкрапления блок-флейты и заунывно-ритмичные маракасы. Было ощущение, что второе отделение было добавлено только для того, чтобы концерт вообще состоялся, потому что 25 партитур за 3 дня было выучить нереально, а концерт на 40 минут устраивать как-то невежливо. Но, тем не менее, зрители разошлись, по-моему, вполне довольные таким обилием и разнообразием премьер. Думается мне, что ещё несколько подобных проектов – и у нас будет настоящий бум новой академической музыки.

<< назад

© 2017 GAMEnsemble.ru