Пресса, отзывы о ГАМ-ансамбле | Opus 52: Eine Kleine Contemporary Nachtmusic

30.03.2011, www.cm-21.livejournal.com
Ксения Ануфриева

Opus 52: Eine Kleine Contemporary Nachtmusic

Фестиваль open air — это, вероятно, самый распространенный формат летнего городского развлечения не разъехавшейся по югам и фазендам публики. Но «OPUS 52» переворачивает все представления о традициях. Это не история про то, как «в городском саду играет духовой оркестр», а мимо фланирует вальяжная публика. И не про то, как маргиналы и подростки с рабочих окраин едут пошуметь на бесплатный концерт команды, ангажированной коммерческим или политическим брендом.

«OPUS 52» — это первый в России ночной фестиваль современной академической музыки на открытом воздухе. В сочетание этих слов невольно хочется вчитываться неоднократно — уж слишком оно непривычно. Ночной формат, постепенно перекочёвывающий из клубов в музеи, передислоцируется под открытое небо и наполняется абсолютно новым содержанием — актуальной академической музыкой пары последних десятилетий. Совершенно новое единство места, времени и действия!

Традиция «первых фестивалей» в Нижнем очень сильна. Ещё в бытность закрытым советским Горьким, здесь умудрялись проводить безумные по масштабу и дерзости акции. В 1964-м году — единственный прижизненный фестиваль Дмитрия Шостаковича, на котором гениальный «главный музыкальный свидетель советской эпохи» первый и последний раз в жизни поднимался за дирижерский пульт. В 1989-м — Х фестиваль «Современная музыка» (!), полностью посвящённый творчеству Альфреда Шнитке.

Современность диктует необходимость новых форматов. Из последних находок — проект «Три квартета для одного видео» (февраль, 2010) и «Выходные с новой музыкой» (декабрь, 2010). Первый (куратор А. Савицкая) соединил видеоработу группы ПровМыза и специально написанную к ней музыку композиторов Георгия Дорохова, Алексея Наджарова и Алексея Шмурака, которую исполнил Московский ансамбль современной музыки (МАСМ). В апреле 2011-го проект получил Гран-при Премии Сергея Курёхина в Санкт-Петербурге. Второй — «Выходные с новой музыкой» (декабрь, 2010), «многоразовый» просветительско-дискуссионный проект, застрельщиком которого стал Московский ансамбль современной музыки (МАСМ) с целым десантом современных композиторов (в том числе — одними из главных молодых российских «звёзд» contemporary music Сергеем Невским и Дмитрием Курляндским).

И вот теперь, благодаря совместным усилиям Нижегородского центра немецкой культуры, Немецкого и Польского культурных центров, посольства Германии в России, а также Приволжского филиала Государственного центра современного искусства (это у Нижегородского региона номер — 52), в Нижнем возникает новый международный фестиваль музыки.

Теперешний нижегородский «оупенэйр» делает ставку не на опальные имена (как в эпоху СССР), а на место и время: вечерне-ночная Театральная площадь, непосредственно возле главной пешеходной улицы города¸ неподалёку от стен Нижегородского кремля явно притягательна для самой широкой музыкальной аудитории. При словах «современная академическая музыка» в таком контексте мало кто подумает в первую очередь о музыке скучной и высоколобой.

И действительно, Театральная площадь в ночь с 24 на 25 июня — это перекрёсток достаточно контрастных музыкальных (и не только музыкальных!) потоков, сливающихся в русле contemporary. Обращая на себя внимание молодёжной аудитории, «OPUS 52» инициировал совместные выступления академических коллективов с ди-джеями и ви-джеями — таковых в программе фестиваля немало. DJ Wide объединился с оркестром «Солисты Нижнего Новгорода», а DJ Холкин и DJ Максим Одоевский (кстати — автор музыки к спектаклю венгра Балаша Баранёя «Взрыв» в екатеринбургском Театре современного танца) — с FERDINAND CELLO QUARTET.

Жанрового и стилистического разнообразия фестивалю добавляют и зарубежные исполнители. Участники всеевропейского contemporary-проекта «Re:new music» польские музыканты Kwartludium играют импровизационную программу на основе работ польских визуальных художников. К тому же, «OPUS 52» — это, пожалуй, единственный оупенэйр, в программу аfter-party которого вошёл показ «Репетиции оркестра» Феллини, «Не Моцарта» Гринуэя и 60 одноминутных фильмов о Моцарте.

И всё же, как событие, позиционирующееся на территории современной академической музыки, «OPUS 52» имеет в афише целый ряд сочинений, без которых представить себе фестиваль подобного формата практически невозможно. Как, впрочем, и вообразить саму contemporary music без партитур молодых композиторов с «консерваторской скамьи» и персон из учебников новейшей истории музыки (пускай — ещё ненаписанных!). По счастью, обе категории имён в программе представлены. Например, Александр Хубеев — пятикурсник Московской консерватории, выбранный «композитором в резиденции» ансамбля «Галерея актуальной музыки» (ГАМ-Ансамбль) на 2011 год. На фестивале ГАМ исполняет его Carmina Urbana. А программу «классики contemporary music» (струнные квартеты Джиачинто Шелси, Дьёрдя Куртага и Георга Фридриха Хааса) играет немецкий Kairos Quartet (вольно и невольно противопоставляющий себя квартету Кронос: Кайрос, в отличие от неумолимого Кроноса, юный бог «времени человеческого опыта»).

Тем не менее, репертуарных «ножниц» фестивалю удаётся избежать. Крайние точки между категориями маститых международных корифеев и юниоров качественно заполняют такие признанные имена (пусть и из разных поколений) как Олег Пайбердин (Sob Out) и Георгий Дорохов («Топинамбур», Crescendo). Легко было предположить, что не будут обойдены вниманием и представители местной композиторской школы: в программе — «Ожившие кристаллы» для фортепиано её официального главы — Бориса Гецелева, и «Острова» его ученика и по совместительству — руководителя NoName Ensemble Марка Булошникова.

В итоге «OPUS 52», как и каждый уважающий себя фестиваль, выполняет функцию панорамы: и в плане инструментальных составов (от камерного оркестра до кусков стекла и пенопласта), и в географической локации исполнителей и композиторов (от Германии и Польши, до Москвы и Екатеринбурга), и в разнообразии подходов к понятию contemporary music. Но всё же главное — это то, что фестиваль предлагает форму, на которую никто в России ещё не решался. И эту форму раз от раза можно будет наполнять всё новым и новым содержанием.

<< назад

© 2017 GAMEnsemble.ru