Пресса, отзывы о ГАМ-ансамбле | По следам «Альтернатив»

12.10.2011, www.musokno.ru
Ирина Северина

По следам «Альтернатив»

Первоначально «Галерея актуальной музыки» (сокращённо — ГАМ) — это название специализирующегося на современной музыке ансамбля под управлением композитора Олега Пайбердина. А теперь ещё и одноимённый международный фестиваль под его же руководством, который на днях прошёл в Москве при поддержке внушительного списка авторитетных организаций: Польского культурного центра, Института Адама Мицкевича, Польской ассоциации современной музыки, Финского музыкального информационного центра FIMIC, Фонда продвижения финской музыки LUSES, посольства Финляндии, Музыкального фонда Эрнста фон Сименса.

ГАМ — четвёртый по счёту московский коллектив подобной творческой ориентации (после Московского ансамбля современной музыки, «Студии новой музыки» и ансамбля «ХХ век»). И нельзя не заметить, что в фестивале участвовали далеко не только солисты «Галереи», но и МАСМа, и «ХХ века», и двенадцать молодых виолончелистов под управлением Ольги Галочкиной, и польские коллективы. Так что неизбежно возникает вопрос: а стоило ли выносить название одного из ансамблей в название всего фестиваля? Тем более что он был представлен всего двумя музыкантами…

По всей видимости, новоиспечённый международный фестиваль сейчас занимает нишу «Другого пространства» (тоже детища Пайбердина, которому этим летом Московская филармония показала красный свет) и, в каком-то смысле, почившей пять лет назад «Альтернативы». Иностранная составляющая первого ГАМ-фестиваля по своей географии пока минимальна (только Польша). По общей направленности новый форум актуальной музыки так же, как в своё время «Альтернатива», пытается противопоставить себя музыкальному истеблишменту. И так же, как и «Альтернатива» в последние годы своего существования, собирает минимум публики — нынче актуальная музыка не в почёте. Даже на поляках набиралось не более половины зала (а это, между прочим, очень камерная площадка Музея Глинки), не говоря уже о концертах-сателлитах в ГЦСИ.

Первый вечер открыло выступление польского дуэта ElettroVoce в составе Агаты Зубель и Цезаря Духновского, знакомых московским любителям современной музыки как раз по предпоследнему, девятнадцатому, фестивалю «Альтернатива» (2005). Они показали оригинальную версию пяти пьес из цикла Кароля Шимановского «Курпёвские песни», сочинения финки Кайи Саариахо и аргентинца Алехандро Винао, а также свои авторские композиции. В «Курпёвских песнях» кристальный голос Агаты Зубель множился в электронике, создавая ощущение пространственной перспективы и стереоскопического эффекта (компьютером и роялем заведовал Цезарь Духновский, заполнявший пространство зала сонорным маревом). «У нас есть стремление остаться верными интенциям автора «Песен», — говорит Духновский, — но мы хотим разговаривать языком наших ровесников. Подлинная народность — та, что проистекает из наших корней, — является источником космического вдохновения… Это выражение органичных интенций, идущих из сфер более глубоких, нежели наше нутро». В Parlando Агаты Зубель для голоса и компьютера в исполнении автора звучало нечто вроде шаманских заклинаний, произнесённых человеком современной музыкальной культуры. В изысках вокальной техники этой своей композиции она ничуть не уступает Кэти Берберян.

В исполнении другого польского ансамбля — Kwadrofonik (он составлен из дуэта перкуссионистов Hob-beats и Фортепианного дуэта имени Витольда Лютославского) — звучали Войцех Блехаж, Агнеска Стулгинска, Хенрик Миколай Гурецкий, Хавьер Альварес, Рихард Валлин, Джордж Крам. Музыканты действовали точно и утончённо. Но наибольшего внимания московской публики из польских коллективов вполне предсказуемо удостоился ансамбль импровизирующих композиторов Mud Cavaliers («Кавалеры болот»). Их проект Son((O))sphere реализуется в пяти европейских столицах — Берлине, Брюсселе, Минске, Москве и, конечно, Варшаве. Проект аудиовизуальный и в какой-то мере документальный (что сегодня становится всё более модным): каждый раз используются звуки и видео (в том числе в режиме онлайн) того города, в котором он представляется. Фри-джаз, компонированная музыка, электронная, этническая, шумовая — здесь приветствуются элементы всех этих направлений, но, так или иначе, «Кавалеры болот» тяготеют к альтернативе разного рода академизму. И — к мобильности, интуитивности, импровизации. У группы имеется даже опыт выступления в лесу (хотя и не на болоте).

В каждой из столиц польские участники проекта играют с местными музыкантами. В московской версии это саксофонист Алексей Круглов, электронщики Олег Макаров и Антон Яхонтов и давно обосновавшаяся в Москве польская флейтистка Эдита Фил. Звуки московского метрополитена вплетаются в «Мифы» Кароля Шимановского, импровизация главного «кавалера» — Кшиштофа Книттеля на оригинальном бесконтактном электронном инструменте (по принципу игры он подобен терменвоксу, но кардинально усовершенствован) отвечает лэптопам Олега Макарова — Антона Яхонтова (он же Patrick K.-H.)… Тем временем на экране городские ландшафты чередуются с ироничными картинками на «болотную» тему.

Следующим вечером Эдита Фил выступала в качестве солистки ГАМ-ансамбля вместе с пианистом Фёдором Амировым на сцене ГЦСИ. Играли они программу с польским уклоном — Хенрика Миколая Гурецкого, Богуслава Шеффера (в том числе по графическим партитурам). Прозвучало сложнейшее произведение Бруно Мантовани Appel d’air.

Московский ансамбль современной музыки исполнял почти исключительно финнов — композиции Кайи Саариахо, Юкки Тиенсуу, Магнуса Линдберга, Олли Виртаперко. А также опусы французского спектралиста Тристана Мюрая и председателя Московской ассоциации современной музыки Виктора Екимовского. Сочинение Екимовского Deus ex machina для клавесина — концептуальное, но механистичное и поэтому нелёгкое для восприятия. Играется оно довольно часто — из-за отсутствия технических трудностей для исполнителя. А между тем у этого автора имеется не менее концептуальная и при этом изощрённая по материалу, но до сих пор мало востребованная из-за своей запредельной трудности клавесинная композиция La Favorite — La Non favorite. Думается, эта вещь прозвучала бы в программе гораздо эффектнее.

В пайбердинской же галерее актуальной музыки российские авторы в основном были представлены композиторами круга Сергея Беринского — антипода Екимовского. Помимо самого Беринского, необычайно влиятельного в 1990-е годы, исполнялись Марина Шмотова, Сергей Патраманский, Анна Желтышева и, конечно, художественный руководитель фестиваля Олег Пайбердин.

<< назад

© 2017 GAMEnsemble.ru