Пресса, отзывы о ГАМ-ансамбле | «Международный ГАМ-фестиваль в Москве или житие новой музыки»

14.10.2011, Электронная газета «Музыка России»
Рамзия Усеинова

«Международный ГАМ-фестиваль в Москве или житие новой музыки»

С 2 по 6 октября 2011 года в Москве состоялся Международный ГАМ-фестиваль, который организовали Государственный центральный музей музыкальной культуры имени М. И. Глинки и ансамбль «Галерея актуальной музыки».

Три вечера в Прокофьевском (органном) зале ГЦММК им. М. И. Глинки и два вечера в ГЦСИ звучала «новейшая камерная музыка, импровизационная и электронная музыка, визуально-акустические перформансы и видеарт… Основная миссия ГАМ-фестиваля — исполнение новой музыки, созданной современными композиторами за последние 15-20 лет, инициирование проектов на пересечении музыкального и визуального аспектов в искусстве. В программы ГАМ-фестиваля так же включены произведения классиков отечественного и зарубежного музыкального авангарда XX века» (И.Новичкова, научный сотрудник ГЦММК им. М. И. Глинки).

Художественный руководитель фестиваля — композитор Олег Пайбердин, он же — создатель и руководитель ГАМ-ансамбля (2010), в составе которого — молодые музыканты — участники программ Московской филармонии «Филармонический дебют», «Молодые таланты». Одна из главных задач ГАМ-ансамбля, а значит и ГАМ-фестиваля — «формирование актуальных зон современного искусства, объединяющего в едином художественном процессе все существующие направления современной музыки».

Программа ГАМ-фестиваля оказалась концептуально разнообразной. Поразило многообразие составов, мастерское владение исполнителей современными техниками, использование как авангардного минимализма, так и максимальных возможностей инструментов и человеческого голоса в современной музыке. В концертах участвовали польские ансамбли с мировым именем, такие как ElettroVoce, Kwadrofonik, Mud Cavaliers, также Московский ансамбль современной музыки. Дебютантами ГАМ-фестиваля стали «Двенадцать виолончелистов под управлением Ольги Галочкиной». Особый колорит звучания привнес Московский хор рожечников п/у Бориса Ефремова, а за представленные на концертах объекты, инсталляции и видеоарта молодых авторов отвечал известный московский художник Степан Корень.

Представленная панорама музыкального «новья» впечатлила обилием участников: всего в концертах фестиваля прозвучали сочинения более 25 авторов, в том числе мировые премьеры композиторов Олега ПАЙБЕРДИНА, Сергея ПАТРАМАНСКОГО, Марины ШМОТОВОЙ и Анны ЖЕЛТЫШЕВОЙ в исполнении Ансамбля п/у Ольги Галочкиной.

Проект SON((O))SPHERE осуществляется польским ансамблем Mud Cavaliers в четырех европейских столицах, включая Москву. Особенностью этого аудио-визуального произведения является использование записанного звучания и визуально запечатленного ландшафта города. То есть взаимодействие акустических инструментов и видео с элементами академической музыки, джаза, шума, электронной и этнической музыки, отражает ландшафт города, в котором происходит действо. Все представленное в концертах надо было слышать и видеть, чтобы признать, что ГАМ-фестиваль не только состоялся, но вписал одну из запоминающихся страниц в музыкальную жизнь столицы, еще раз доказав «конвертируемость» современной музыки. Если к прошедшему «ГАМу» прибавить уже открывшийся Второй сибирский фестиваль современной музыки в Красноярске, открывающийся на днях Международный фестиваль современной музыки в Астрахани, концерты с участием композиторов и исполнителей из 15 стран мира в Казани в рамках X Международного фестиваля новой музыки 21-23 октября, то трудно будет отрицать достаточно активный процесс «жизнедеятельности» новой музыки в России. Если совсем недавно, как считает доктор искусствоведения, профессор, председатель Красноярской организации Союза композиторов Людмила Гаврилова о ситуации в своем регионе, «композиторы со своими идеями и творческими замыслами были невостребованными… то в последнее время ситуация стала меняться. Поэтому основная идея второго фестиваля – попытаться помочь современной музыке найти свою нишу в многоликом музыкальном пространстве нашего города». Л.Гаврилова справедливо считает, что «главная задача сегодня – искать новые формы подачи, ломать стереотипы, чтобы привлечь внимание широкой публики.

И сделать это можно воспитывая, привлекая, заставляя слушать альтернативную музыку и задумываться об услышанном. Для этого надо менять на государственном уровне отношение ко всем формам музыкального воспитания. Мы, со своей стороны, пытаемся это делать».

А вот еще одно авторитетное мнение по тому же поводу. «Благополучие не всегда является основой для высоты искусства. Хотя я понимаю, что материальное богатство может служить искусству — искусство без поддержки не проживет… Наши музыкальные произведения останутся в столе, если не заплатить исполнителям. Но благополучные люди, будь то на Западе или в России, зачастую несколько ущербны в своей духовной, душевной, интеллектуальной жизни… Идет общемировой процесс, который ставит высокую, серьезную музыку на грань исчезновения» (из интервью композитора Софии Губайдулиной Илье Овчинникову, ЧД, 21.01 2011).

«Реанимация целого направления в искусстве — проект национального масштаба, требующий политической воли, внимания меценатов, людей, активно заинтересованных в современном российском искусстве, да и культурной общественности» (из открытого письма композиторов в Open Space, 2010). С этим трудно не согласиться.

<< назад

© 2017 GAMEnsemble.ru