Пресса, отзывы о ГАМ-ансамбле | «Открытие Международного фестиваля современной музыки имени Эдисона Денисова»

28.03.2012, «Денисов-центр», Томск

«Открытие Международного фестиваля современной музыки имени Эдисона Денисова»

28 марта 2012 года в Хрустальном зале Томского музыкального колледжа при полном аншлаге состоялось Открытие Международного фестиваля современной музыки имени Эдисона Денисова.

Ведущая Открытия Василина Сыпченко коротко ввела публику в историю предыдущих фестивалей современной музыки, сделав акцент на предпоследнем – в 2010 году, который проходил параллельно со II Международным конкурсом молодых композиторов имени Эдисона Денисова. Ответственную миссию «запуска» двухнедельного праздника современной музыки, как обычно приуроченного ко дню рождения нашего знаменитого земляка, успешно выполнил начальник Департамента по культуре Андрей Александрович Кузичкин. Он выразил радость по поводу того, что в недавно открывшемся концертном Хрустальном зале музыкального колледжа уже проводятся такие грандиозные проекты, а также подчеркнул большую значимость для Томской области, а также России в целом мероприятий, посвящённых памяти и творчеству выдающегося композитора современности, томича Эдисона Васильевича Денисова. В заключение своего выступления Андрей Александрович вручил дипломы фестиваля солистам ансамбля «Галерея актуальной музыки», среди которых в Томск приехали не только отечественные музыканты (кларнетист Михаил Безносов и виолончелист Сергей Асташонок), но и украинский скрипач Владислав Народицкий и польская флейтистка Эдита Фил.

Директор Томского музыкального колледжа Наталия Игоревна Чабовская рассказала о предстоящей обширной и разнообразной программе, заметив, что сочинения, которые прозвучат на фестивале, смогут удовлетворить самые разные музыкальные предпочтения слушателей: от кардинально авангардных через «мягкоавангардные» до классиков музыки XX века, произведений юных томских композиторов, джаза и рока.

Открытие оказалось «крутоавангардным»! Ансамбль «Галерея актуальной музыки» под руководством Олега Пайбердина исполнял самую актуальную музыку – преимущественно сочинения 2011 и 2012 годов. Это пьеса Марины Шмотовой «Венеция» для флейты, кларнета, скрипки и виолончели (2011), вдохновлённая работой фотохудожника Ивана Порто «Блики, отражения, мерцания». Произведение Ольги Викторовой, арт-директора Ансамбля новой музыки Свердловской государственной филармонии «Из темноты» («Де тенебрис», 2012), которое было вдохновлено рассказом Борхеса «Сад расходящихся тропок». Сочинение «Канцонетта» для флейты, кларнета, скрипки и виолончели (2012) Сергея Пилютикова, художественного руководителя Ансамбля новой музыки «Рикошет» из г. Киева. Композиция выпускника Томского музыкального колледжа, ныне аспиранта Московской государственной консерватории Георгия Дорохова «Топинамбур» для флейты, скрипки и рояля, который в настоящее время слывёт в России наиболее экстравагантным композитором среди авангардистов. Причём для Георгия «Топинамбур» – это вовсе не предел оригинальности, скорее нечто весьма «классичное». Как мы узнали от организаторов фестиваля, что-то совсем необыкновенное из его произведений прозвучит на «Суперавангардном» концерте 8 апреля в Хрустальном зале.

Обрамляли концерт сочинения классиков авангарда: Яниса Ксенакиса («Харизма» для кларнета и виолончели, 1971) и Эдисона Денисова (Соната для кларнета в 2 частях). Наверное, не будет преувеличением сказать, что на инструментах не играли в привычном понимании этого слова. На них пилили, стучали, скрипели и т.д. и т.п., их поглаживали, в духовые не вдували воздух, а выдували его. А кларнетист Михаил Безносов продемонстрировал безупречное владение перманентным дыханием, чем владеет далеко не каждый исполнитель на духовых. На рояле играли, заглушая струны или вовсе не по клавишам. Это было уникально. А как флейтистка щёлкала, стрекотала, свистела в свой инструмент, некоторые увидели впервые в своей жизни. Многие слушатели Открытия действительно никогда не видели и не слышали столь разнообразные и нетрадиционные приёмы исполнения на струнных и духовых музыкальных инструментах. Однако это оказалось чрезвычайно интересным и познавательным.

Как выразилась ведущая концерта, лектор Новосибирской филармонии Марина Якушевич, предвосхищая одно из исполненных произведений, «сейчас Вы услышите музыку неземной красоты». Любопытно, что в качестве земной красоты мы теперь, по-видимому, воспринимаем всю классико-романтическую традицию, а современные композиторы-новаторы (или авангардисты) в сфере академической музыки, с одной стороны, делают некий прорыв в будущее, а с другой – отражают наш всё менее гармоничный, урбанистический, электронно-механический мир. Наверное она такая, красота неземная, то есть не природная, не естественная?


Приведём отзывы об Открытии, написанные юными специалистами – студентами Томского музыкального колледжа специальности «Теория музыки».

Григорий Лосенков, студент II курса

28 марта 2012 года в Хрустальном зале прошло открытие Международного фестиваля современной музыки имени Э. Денисова.

Открывало его произведение Я. Ксенакиса «Харизма» для кларнета и виолончели, композитора, чьи произведения уже во многом стали классикой современной музыки. По сравнению со всеми остальными произведениями, звучавшими на концерте, его можно назвать менее эпатирующим и шокирующим, но во время его исполнения публика уже находилась в состоянии, мягко говоря, удивления, не предполагая, что будет звучать дальше. А дальше пошла целая плеяда небольших пьес современных композиторов, причем в прямом смысле, потому что многие из них написаны в XXI веке, а некоторые даже в 2012 году.

И здесь продолжается наше удивление, эпатирование публики. Главным материалом для их создания послужил не музыкальный звук в традиционном его понимании, а различные сонорные эффекты, полученные при помощи нетрадиционных приемов извлечения. Лично мне из всего концерта понравились и хорошо легли на слух только два произведения: «Венеция», написанная под впечатлением фотографии, и «Ржавчина». Они в полной мере содержали все современные приемы звукоизвлечения, но отличало их от остальных централизующая и цементирующая роль ритма. Ритм в них привнес некоторую организованность и стройную логику, которой, лично я, не услышал в других произведениях.

Стоит отметить безукоризненную игру музыкантов, полностью овладевших всем этим арсеналом современных музыкальных средств и исполняющих их так легко, словно они играли так всю жизнь. Особенно это легко удавалось флейтистке Эдите Фил, абсолютно непринужденно и, в какой-то степени, виртуозно игравшей как в составе ансамбля, так и сольно.


Евгения Смирнова, студентка I курса

Начну с плохих впечатлений, чтобы не заканчивать ложкой дегтя.

Я была на одном – первом отделении концерта ансамбля «Галерея актуальной музыки». После исполнения последнего номера Cantus firmus для немого кино и виолончели (композитор Олег Пайбердин) мне захотелось встать, уйти и больше никогда на концерты «актуальной» музыки не возвращаться. Я не знаток сюрреалистического кино, поэтому после немого кино Emak bakia у меня болела голова, а после 15-20-минутного звучания виолончели у меня было такое ощущение, что мою «эфирную» кожу содрали в нескольких местах. Вообще, физиологическое ощущение было не очень хорошим.

Я сейчас профессионально интересуюсь воздействием музыки на человека, поэтому стараюсь отслеживать тончайшие ощущения от той или иной музыки, делиться обратной связью и впечатлениями с другими людьми. Понимаю, что одних моих субъективных переживаний по этому поводу недостаточно, но все же... В общем, я не понимаю, для чего нужна такая музыка (я о последней композиции первого акта).

Мне понравилась композиция Марины Шмотовой «Венеция». Было интересно следовать за музыкой в композиции Ксенакиса про Аид и реку Стикс (Харизма). Очень интересно, особенно, стук копытцев в последней четверти произведения. Прямо «Бардо Тьёдол» – «Тибетская книга мертвых». Было любопытно наблюдать разные способы игры на духовых, особенно в композиции Анны Жёлтышевой «Оборотная сторона листа» для флейты соло в исполнении Эдиты Фил.

Вообщем, хорошее мероприятие. Музыка разная нужна, музыка разная важна. На самом деле, хочу сказать большое спасибо организаторам фестиваля.

<< назад

© 2017 GAMEnsemble.ru