Пресса, отзывы о ГАМ-ансамбле | «Сибирские Афины. Под знаком Эдисона Денисова»

05.2012, «Играем с начала», № 5, Москва
В. Сыпченко

«Сибирские Афины. Под знаком Эдисона Денисова»

С 28 марта по 10 апреля в Томске проходил Международный фестиваль современной музыки имени Эдисона Денисова, организованный Томским музыкальным колледжем им. Э.В.Денисова при поддержке Департамента по культуре Томской области.

История проведения этого грандиозного мероприятия началась в 1999 году, когда старейшему в Сибири музыкальному учебному заведению было присвоено имя его знаменитого выпускника – Эдисона Васильевича Денисова. В этом же году был организован Денисов-центр, основная деятельность которого заключается в изучении жизни и творчества композитора, а также популяризации и пропаганде музыки Денисова, его современников и последователей.

Каждый раз, подготавливая программу фестиваля, организаторы стараются открыть для слушателей новых исполнителей, познакомить с ранее не звучавшими на концертных площадках города произведениями и, конечно же, чем-либо удивить. Фестиваль этого года не стал исключением.

Открывал фестиваль московский ансамбль «Галерея актуальной музыки», исполнивший произведения Марины Шмотовой, Сергея Пилютикова, Ольги Викторовой, Яниса Ксенакиса, Олега Пайбердина (руководителя ансамбля) и выпускника Томского музыкального колледжа Георгия Дорохова, слывущего сегодня одним из наиболее экстравагантных молодых авторов. Если «Галерея актуальной музыки» сосредоточилась, в основном, на сочинениях, созданных буквально только что, то следующие участники фестиваля – новосибирский ансамбль «Лаборатория новой музыки» под руководством Сергея Шебалина представил музыку преимущественно первой половины XX века. Это были и зарубежные авторы – Эдгар Варез и Йозеф Хауэр, и советские – Владимир Щербачев, и наши современники Александр Щетинский, уже упоминавшийся Олег Пайбердин и Антон Сафронов, чье сочинение 2012 года «Бах… Чтобы переждать темноту» оказалось новейшим в программе новосибирцев.

Большой интерес у томичей вызвал концерт «Вечер современной испанской музыки», целиком посвященный творчеству композитора, дирижера, пианиста и музыковеда Доменека Гонсалеса де ла Рубиа и прошедший с его личным участием. В первом отделении в исполнении томских музыкантов под управлением Д.Гонсалеса де ла Рубиа прозвучали его пьеса «Ритемис», воплощающая мистические образы, развернутая композиция «Арнхейм», созданная под впечатлением рассказов Эдгара По, и сюита «Сатиниана из Грасии», рассказывающая об одном из уникальных районов Барселоны – Грасии. Во втором отделении испанская певица Эстела Барриентос совместно с томским латино-джаз-квартетом «Las Cuerdas» (руководитель Алексей Пиоттух) представила традиционные песни разных провинций Испании в аранжировках Д.Гонсалеса де ла Рубиа – маэстро аккомпанировал на рояле.

Поклонников рока и джаза порадовал концерт «Session в подвале» с участием томских джазменов и рок-музыкантов, который состоялся в подвальном зале Томского музыкального колледжа. Подобный концерт в рамках фестиваля, направленного на пропаганду современной, главным образом авангардной и радикальной музыки, проводился впервые. Это был не столько концерт, сколько «Антиконцерт» (именно так значилось в афише), предполагавший исключительно свободное общение слушателей и исполнителей: публике было предложено самой определять порядок выступающих и заказывать импровизации.

Оригинальным на этом фестивале был не только «Антиконцерт», но и музыкальная PechaKucha. В соответствии с условием японского метода краткого доклада – что, собственно, и есть популярная ныне форма общения печа-куча, – для представления различных явлений современной и не только современной музыки необходимо было придерживаться формы 20х20 (20 слайдов презентации, продолжительность каждого – 20 секунд). Участники этого мероприятия, в той или иной мере выдерживая формат, рассказывали, например, о позднем творчестве Бориса Гребенщикова, перспективах развития Томского музыкального колледжа и индийской системе ритмического воспитания Konokol.

Организаторы фестиваля позаботились и о юных томских музыкантах и композиторах, которые представили свое творчество на концерте «Дети играют современную музыку»: познакомиться с музыкальным будущим Томска пришли слушатели разного возраста - и дети, и взрослые. На протяжении всего фестиваля была также открыта выставка работ учащихся ДХШ № 1 г. Томска «Дети рисуют современную музыку».

Одним из важных событий фестиваля стал концерт 6 апреля «В день рождения Эдисона Денисова», на котором прозвучали произведения композиторов советского периода, их французских коллег – это были Клод Дельвенкур и Деода де Северак, а также современного белорусского автора Галины Гореловой и, конечно, Эдисона Денисова. Участниками музыкального приношения мастеру стали студенты, выпускники и преподаватели Томского музыкального колледжа им. Э.В.Денисова и музыкальных кафедр Института искусств и культуры ТГУ.

В рамках фестиваля состоялась уже не первая встреча томичей с Московским ансамблем современной музыки (МАСМ), инициатором создания которого, как известно, был Эдисон Денисов. В две концертные программы МАСМ включил произведения Э.Денисова «DSCH» и «Пение птиц» – в новых неавторских версиях. Как и другие коллективы, принимавшие участие в фестивале, МАСМ познакомил слушателей с новыми композиторскими именами, исполнив и зарубежную музыку – Франка Бедроссяна (Франция) и Брайана Фернейхоу (Великобритания), – и российскую: сочинения Дмитрия Курляндского, Алексея Сюмака и Бориса Филановского. Исполнялись также произведения известных томичам композиторов Юрия Каспарова и Виктора Екимовского.

Фестиваль завершился концертом с участием Томского академического симфонического оркестра: прозвучала музыка А.Шнитке, Т.Маюдзуми и сюиты Ю.Каспарова из киномузыки Эдисона Денисова. Двухнедельный музыкальный марафон завершился, чтобы с новой силой возобновиться ровно через год. Тогда же, в 2013 году, томичей ждет и III Международный конкурс молодых композиторов имени Эдисона Денисова.

<< назад

© 2017 GAMEnsemble.ru