Пресса, отзывы о ГАМ-ансамбле | Компакт-диск «GAME: Начало»

08.2018
Музыковед, доктор искусствоведения
Рауф Фархадов

Компакт-диск «GAME: Начало»

Вообще-то, удивительно: ГАМ-АНСАМБЛЬ / Ансамбль «Галерея актуальной музыки» (художественный руководитель – Олег Пайбердин) только теперь, в 2018 году, выпустил свой первый компакт-диск. Удивительно потому, что ГАМ – коллектив с прочной профессиональной репутацией, широко известный и уважаемый, неизменно востребованный и давно зарекомендовавший себя как один из лучших интерпретаторов зарубежной и русской музыки XX-XXI веков. Коллектив, которого почитают за честь пригласить к себе престижные фестивали новой музыки, музеи, концертные залы, международные организации, консерватории и центры современного искусства. Коллектив, с успехом объездивший крупнейшие города страны и исколесивший с гастролями пол-Европы. Коллектив, рождающий оригинальные проекты, исполняющий много премьерных опусов, впечатляющий разнообразием и охватом различных композиторских манер и стилистик.

Что уж говорить о многоплановости творческой стратегии ГАМ-Ансамбля! Это и постмодернистский сплав, постмодернистское стремление соединить, зачастую даже в одном концерте, чистоту сольной традиции, академизм камерного жанра, строгость ансамблевого исполнения с парадоксальностью перформансов, концептуальным эпатажем, свободой импровизаций, своеобразным музыкальным комментированием известных фильмов и анимаций, непредсказуемостью инструментального театра. Это и открытие новых композиторских имён, когда, во многом, благодаря ГАМ-Ансамблю реализуются творческие планы и возможности молодых российских авторов. Не случайно ГАМ стал первым в стране, кто ввёл практику ежегодного приглашения «композиторов-резидентов». Тех, за кем будущее и кто прокладывает (ищет) свежие музыкальные пути и дороги. Это и целенаправленный интерес к исполнению того, что создано только что, «здесь и теперь» – отсюда и акцентирование в названии коллектива актуальной музыки. Это и неизменное желание мультимедийного синтеза, стыка различных видов (жанров) искусств, пересечения в едином пространстве разного и противоположного, порой несочетаемого и невообразимого. Это и… И всё-таки, для меня ГАМ, прежде и более всего, пропагандист и просветитель новой музыки. Чаще – сложной, неоднозначной, требующей немалых эмоциональных и интеллектуальных усилий, трудной на слух и вначале неясной, странной. Реже – легко принимаемой, понимаемой и одобряемой. Наверное, поэтому, ГАМ – из тех редких коллективов, кто в своих выступлениях регулярно применят и вводит практику лекторского или авторского комментария, превращая концерт в увлекательную и интригующую историю новой музыки.

И вправду удивительно, что первый компакт-диск ГАМ-Ансамбля вышел только в 2018 году. Спустя почти десять лет после своего создания. Впрочем, и появление ГАМа случилось не менее удивительным.

Обычная практика: ансамбли вначале возникают, создают репертуар, начинают концертную деятельность, получают ту или иную прессу, постепенно раскручиваются, имя, репутацию, аудиторию завоёвывают. И уж после их приглашают на крупные форумы и фестивали. Реально, такова традиционная практика функционирования музыкальных ансамблей и коллективов. С ГАМ-Ансамблем же всё вышло наоборот.

Год 2010-й. Месяц июнь. II Московский международный фестиваль актуальной музыки «Другое пространство» (ныне – Международный фестиваль актуальной музыки «Другое пространство», пожалуй, крупнейший в постсоветской действительности). На одном из фест-концертов сразу 13 мировых премьер новых русских композиторов. (К слову, два тогдашних опуса – «Октофония» А. Хубеева и «Гарь» Г. Дорохова – вошли и в данный компакт-диск.) Вот только кого пригласить, кто возьмётся за столь короткий срок подготовить большую, сложную, стилистически и технологически различную программу? Обсуждали, решали, советовались. И в конце концов придумали (это композитор О. Пайбердин с коллегами-исполнителями): а чего, собственно, голову ломать, морочиться? А что если самим, что если своими силами и ресурсами? Не фестиваль, то есть, для ансамбля, а ансамбль для (под программу) фестиваля. Так и родился ГАМ, так с тех пор пошло и поехало. (Чем-то такое спонтанное создание ГАМ-Ансамбля напоминает возникновение рок или джаз-роковых групп.) В итоге, на выходе получили коллектив с широчайшим и качественным репертуаром современной музыки, оригинальными её толкованиями и интерпретациями; получили ансамбль, с которым сотрудничают ведущие отечественные композиторы, музыковеды, вокалисты и исполнители.

Более подробную справку о творческой жизни ГАМ-Ансамбля можно получить в Википедии, на meloman.ru, либо на официальном сайте ГАМ-Ансамбля: gamensemble.ru.

Коротко же. ГАМ – участник ведущих фестивалей современной, актуальной музыки «Другое пространство», «Московская осень», «Московский форум», «Петербургская музыкальная весна-47». Автор и участник ряда абонементов и проектов Московской филармонии и Департамента культуры Москвы. Среди них: «Живая дорожка», «Филармонический дебют», «Молодые таланты», «ГАМ-Ансамбль: Новая Россия – Новая Европа», «Миры современной музыки», «XX век: точка отсчета. История современной музыки в лекциях и концертах». Творчески прочно связан с головными музыкально-общественными, музейными и научно-академическими центрами страны. Большинство участников ансамбля – солисты Московской филармонии. Пожалуй, хватит.

P. S. Некогда композитор С. Павленко сказал: «Каждый концерт ГАМ-Ансамбля – либо Событие, либо Явление».

Вот и решайте, что это первый ГАМовский компакт-диск: Событие или Явление?

<< назад

© 2018 GAMEnsemble.ru